select * from srine_authors where Id='' Table 'weaven_greek.srine_authors' doesn't exist
: Деметра: краткие сведения

Деметра: История

Деметра: краткие сведения

Перевод: Анна Блейз (с)
Источник: theoi.com

I. Основные функции

Богиня земледелия (пшеницы и ячменя)

Покровительница земледельцев; пахоты, сева и жатвы.

Милость: богатый урожай; плодородная земля.

Немилость: неурожай; голод.

Богиня помола

Покровительница мельниц; мучных кладовых.

Богиня хлеба

Покровительница хлеба (как основного продукта питания)

Богиня земледелия (овощей)

Покровительница огородов.

Милость: богатый урожай; плодородная земля

Богиня садоводства

Покровительница плодовых садов.

Милость: богатый урожай.

Богиня свиноводства

Покровительница свиноводства.

Богиня материнства

Покровительница матерей; материнской любви; кормилиц.

Богиня загробного блаженства

Покровительница мистериальной религии (обеспечивающей загробное блаженство).

Милость: переход души на Елисейские поля (место загробного блаженства) после смерти

 

II. Символы, атрибуты, священные растения и животные  

Символы

Колосья пшеницы; крылатый змей; корнукопия (рог изобилия)

Атрибуты

Колосья пшеницы; факел; корнукопия (др.-греч. κέρας Ἀμαλθείας — «рог Амальтеи»); посох, увенчанный лотосом; лучевая корона (στεφάνη); колесница, запряженная крылатыми змеями или драконами

Колесница

Запряжена парой крылатых змей или драконов (δράκοντες)

Священные растения

Пшеница (πυρός), ячмень (κριθή), мята (μίνθος), мак (μήκων)

Священные животные

Змея (δρακών), свинья (ὗς), пятнистая ящерица (ἀσκαλαβώτης), горлица (τρυγών), журавль (γέρανος), ястребиная сова или ушастая сова (ἀσκάλαφος)

Планета

Отсутствует

День недели

Отсутствует

 

III. Родственники и слуги

Отец

Кронос — титан, низложенный царь богов, сын Урана (Неба) и Геи (Земли)

Мать

Рея — титанида, бывшая царица богов, дочь Урана (Неба) и Геи (Земли)

Муж

Отсутствует

Божественные дети

1) Персефона — царица подземного мира и богиня весеннего пробуждения природы;
2) Плутос — бог земледельческого богатства;
3) Арион — волшебный бессмертный конь, сперва принадлежавший Гераклу, а затем — Адрасту.

Дети-полубоги

Отсутствуют

Слуги и спутники

1) Плутос — бог земледельческого богатства;
2) Персефона — богиня весеннего пробуждения природы;
3) Геката — богиня колдовства, служанка Персефоны;
4) дриады — нимфы деревьев (в том числе плодовых) и кустарников;
5) различные полубоги Элевсинских мистерий (например, Иакх).

 

IV. Культовые функции и центры поклонения

Покровительница местности

Аттика — область в Греции; Мессения — область в Греции; Энна — город на Сицилии

Главное святилище

Элевсин в Аттике (центр знаменитых мистерий)

Другие святилища

Храмы по всей Греции и на Сицилии; центры мистериального культа, широко распространенного в Греции

Греческие богини и титаниды, близкие по функциям

Гея (Земля); титанида Рея (Поток); титанида Фемида (Обычай); Эриния (Ярость); Ехидна (Змея)

Негреческие богини, близкие по функциям

Церера (римская богиня); Исида (египетская богиня)

 

V. Основные мифы о Деметре

Деметра и другие боги

* Новорожденную Деметру (так же, как двоих ее братьев и двух сестер) проглотил ее отец, Кронос. Впоследствии Зевс напоил Кроноса зельем, от которого тот изрыгнул обратно всех проглоченных  детей.

* Бог мертвых, Аид, похитил дочь Деметры, Персефону, и унес ее в подземное царство. Деметра искала дочь по всей земле, а когда узнала, что с ней случилось, наслала на землю неурожай и голод. Люди стали умирать, и Зевс вынужден был вмешаться: по его договору с Аидом, Персефона стала ежегодно возвращаться в мир живых на две трети года.

Любовные истории

* Деметра полюбила Иасиона — смертного юношу с острова Самофракия — и возлегла с ним на трижды вспаханном поле. Узнав об этом, Зевс поразил Иасиона молнией.

* Когда Деметра странствовала по свету в поисках Персефоны, Посейдон увидел ее и воспылал к ней страстью. Деметра превратилась в кобылу, чтобы спастись от преследования, но Посейдон обернулся жеребцом и покрыл ее против воли.

Милости и дары

* Деметра одолжила свою колесницу, запряженную крылатыми змеями (драконами), элевсинскому царевичу Триптолему и послала его обучить людей искусству земледелия.

Немилость и гнев

* Аскалаф подтвердил Аиду, что Персефона съела зернышко граната, пока находилась в Аиде. Из-за этого ей пришлось ежегодно возвращаться в подземное царство на треть года. Узнав об этом, Деметра пришла в ярость и превратила Аскалафа в ушастую сову (или, по другой версии, придавила тяжелым камнем в Аиде).

* Фессалиец Эрисихтон вырубил священную рощу Деметры, чтобы построить себе на этом месте пиршественный чертог. В наказание богиня поразила его неутолимым голодом.

 

VI. Избранные мифы (отрывки из источников)

1) Деметра и похищение Персефоны

«Плутон [Аид], влюбившись в Персефону, тайно похитил ее с помощью Зевса. Деметра ночью и днем бродила по всей земле со светильниками, разыскивая ее. Узнав от гермионеев, что ее похитил Плутон, она покинула небо, разгневанная на богов, и, приняв образ смертной женщины, пришла в Элевсин. Вначале она села у скалы, названной после этого Агеласт, близ колодца Каллихора, затем пришла к Келею, который тогда царствовал в Элевсине. Во дворце находились женщины, и, когда они пригласили Деметру сесть подле них, некая старуха по имени Иамба сказала какую-то шутку, заставив богиню улыбнуться. Говорят, по этой-то причине женщины во время праздника Фесмофорий обмениваются шутками. У супруги Келея Метаниры был ребенок, и Деметра стала его нянчить. Желая сделать мальчика бессмертным, богиня ночью клала дитя в огонь и таким образом уничтожала смертные части тела, но, так как Демофонт (таково было имя ребенка) рос с неимоверной быстротой, Метанира подстерегла богиню и увидела, что та делает. Схватив ребенка, положенного в огонь, Метанира громко закричала, и дитя из-за этого погибло, уничтоженное огнем: Деметра же явила свою божественную сущность.

Старшему из сыновей Метаниры Триптолему она изготовила колесницу, в которую запрягла крылатых драконов, и дала зерна пшеницы, которыми Триптолем, поднявшись к небу, засеял всю землю. <…>  

Так как Зевс повелел Плутону вернуть Кору [Персефону] на землю, Плутон дал ей съесть зерно гранатового яблока, для того чтобы та не оставалась долгое время у матери. Кора же, не подозревая, что от этого может случиться, проглотила его. Свидетелем против Коры выступил Аскалаф, сын Ахеронта и Горгиры, и Деметра накрыла его в Аиде тяжелым камнем; но Персефона третью часть каждого года была принуждена оставаться у Плутона, а остальное время проводила среди богов». 

— Аполлодор, «Мифологическая библиотека», I.5.1—3, пер. В. Боруховича

 

2) Деметра и страсть Посейдона

«…когда богиня блуждала по земле, отыскивая свою дочь, говорят, Посейдон преследовал ее, желая с ней сочетаться; тогда Деметра превратилась в кобылу и паслась вместе с кобылами Онкия; но Посейдон догадался о ее обмане, сам уподобился жеребцу и в таком виде сочетался с Деметрой. <…> Говорят, что после этого Деметра в гневе на Посейдона и одновременно в печали о похищении Персефоны надела черные одежды и, уйдя в эту пещеру, на долгое время скрылась в ней. Когда вследствие этого погибло все, что производит земля, а также погибла от голода большая часть человеческого рода и в то же время никто из богов не знал, где скрылась Деметра, в это время Пан отправился в Аркадию и, охотясь в разных местах по горам, пришел и на гору Элайон и, (заглянув в пещеру), увидал Деметру и то, в каком она состоянии и в каких она одеждах. Таким образом, Зевс узнал об этом от Пана и послал к Деметре Мойр (богинь судьбы). Деметра послушалась Мойр, сложила свой гнев и перестала печалиться».

— Павсаний, «Описание Эллады», VIII.25.5 и VIII.42.1, пер. С. Кондратьева

 

3) Деметра и голод Эрисихтона

«…[Эрисихтон,] презирая божественность Вышних,
На алтарях никогда в их честь не курил фимиама.
Он топором — говорят — оскорбил Церерину рощу,
Будто железом нанес бесчестье древней дубраве.
Дуб в той роще стоял, с долголетним стволом, преогромный,
С целую рощу один, — весь в лентах, в дощечках на память,
В благочестивых венках, свидетельствах просьб не напрасных.
Часто дриады под ним хороводы в праздник водили,
Часто, руками сплетясь по порядку, они окружали
Дерева ствол; толщина того дуба в обхват составляла
Целых пятнадцать локтей. Остальная же роща лежала
Низменно так перед ним, как трава перед рощею всею.
Но, несмотря ни на что, Триопей [Эрисихтон] топора рокового
Не отвратил от него; приказал рабам, чтоб рубили
Дуб. Но, как медлили те, он топор из рук у них вырвал.
“Будь он не только любим богиней, будь ею самою,
Он бы коснулся земли зеленою все же вершиной!” —
Молвил. И только разить топором он наискось начал,
Дуб содрогнулся, и стон испустило богинино древо.
В то же мгновенье бледнеть и листва, и желуди дуба
Стали; бледностью вдруг его длинные ветви покрылись.
А лишь поранили ствол нечестивые руки, как тотчас
Из рассеченной коры заструилася кровь <…>
… Сестры Дриады, своим потрясенные горем — и горем
Рощи священной, пошли и предстали в одеждах печали
Перед Церерой толпой: покарать Эрисихтона молят.
И согласилась она и, прекрасной кивнув головою,
Злачные нивы земли сотрясла, отягченные хлебом.
Мужа решила обречь на достойную жалости муку, —
Если жалости он при деяньях достоин подобных:
Голодом смертным томить. <…>
…Только лишь сон отошел, разгорается буйная алчность,
В жадной гортани царит и в утробе, отныне бездонной.
Тотчас всего, что земля производит, и море, и воздух,
Требует; блюда стоят, но на голод он сетует горько.
Требует яств среди яств. Чем целый возможно бы город,
Целый народ напитать, — для него одного не довольно.
Алчет все большего он, чем больше нутро наполняет,
Морю подобно, что все принимает земные потоки,
Не утоляясь водой, выпивает и дальние реки,
Или, как жадный огонь постоянно питания алчет
И без числа сожирает полен, и чем больше получит,
Просит тем больше еще и становится все ненасытней, —
Так нечестивого рот Эрисихтона множество разных
Блюд принимает и требует вновь: в нем пища любая
К новой лишь пище влечет. Он ест, но утроба пустует.
<…>
После того, как алчба достояние все истощила,
Снова и снова еду доставляя лихому недугу,
Члены свои раздирать, зубами грызть Эрисихтон
Начал: тело питал, убавлялся телом, — несчастный!»

— Овидий, «Метаморфозы», VIII.740—878, пер. С. Шервинского

 

Перевод: Анна Блейз (с)
Источник: theoi.com

Лицензия Creative Commons
Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

Новости

18.06.2019

В раздел "Гера: история" добавлены таблицы "Гера: краткие сведения"

17.06.2019

В раздел "Фейри" добавлен отрывок "Волшебный народ Тары" из книги У. Эванса-Венца "Вера в фейри в кельтских странах"

17.06.2019

В раздел "Фейри" добавлен отрывок "Свидетельства из Килмессана, близ Тары" из книги У. Эванса-Венца "Вера в фейри в кельтских странах"

15.06.2019

На сайт добавлен раздел "Античные гимны Зевсу"

15.06.2019

В раздел "Зевс: Античные гимны" добавлена молитва Зевсу из Греческих магических папирусов (V.459—489)