Перевод: Анна Блейз (с)
Источник: theoi.com
I. Основные функции
Богиня земледелия (пшеницы и ячменя) | Покровительница земледельцев; пахоты, сева и жатвы. Милость: богатый урожай; плодородная земля. Немилость: неурожай; голод. |
Богиня помола | Покровительница мельниц; мучных кладовых. |
Богиня хлеба | Покровительница хлеба (как основного продукта питания) |
Богиня земледелия (овощей) | Покровительница огородов. Милость: богатый урожай; плодородная земля |
Богиня садоводства | Покровительница плодовых садов. Милость: богатый урожай. |
Богиня свиноводства | Покровительница свиноводства. |
Богиня материнства | Покровительница матерей; материнской любви; кормилиц. |
Богиня загробного блаженства | Покровительница мистериальной религии (обеспечивающей загробное блаженство). Милость: переход души на Елисейские поля (место загробного блаженства) после смерти |
II. Символы, атрибуты, священные растения и животные
Символы | Колосья пшеницы; крылатый змей; корнукопия (рог изобилия) |
Атрибуты | Колосья пшеницы; факел; корнукопия (др.-греч. κέρας Ἀμαλθείας — «рог Амальтеи»); посох, увенчанный лотосом; лучевая корона (στεφάνη); колесница, запряженная крылатыми змеями или драконами |
Колесница | Запряжена парой крылатых змей или драконов (δράκοντες) |
Священные растения | Пшеница (πυρός), ячмень (κριθή), мята (μίνθος), мак (μήκων) |
Священные животные | Змея (δρακών), свинья (ὗς), пятнистая ящерица (ἀσκαλαβώτης), горлица (τρυγών), журавль (γέρανος), ястребиная сова или ушастая сова (ἀσκάλαφος) |
Планета | Отсутствует |
День недели | Отсутствует |
III. Родственники и слуги
Отец | Кронос — титан, низложенный царь богов, сын Урана (Неба) и Геи (Земли) |
Мать | Рея — титанида, бывшая царица богов, дочь Урана (Неба) и Геи (Земли) |
Муж | Отсутствует |
Божественные дети | 1) Персефона — царица подземного мира и богиня весеннего пробуждения природы; 2) Плутос — бог земледельческого богатства; 3) Арион — волшебный бессмертный конь, сперва принадлежавший Гераклу, а затем — Адрасту. |
Дети-полубоги | Отсутствуют |
Слуги и спутники | 1) Плутос — бог земледельческого богатства; 2) Персефона — богиня весеннего пробуждения природы; 3) Геката — богиня колдовства, служанка Персефоны; 4) дриады — нимфы деревьев (в том числе плодовых) и кустарников; 5) различные полубоги Элевсинских мистерий (например, Иакх). |
IV. Культовые функции и центры поклонения
Покровительница местности | Аттика — область в Греции; Мессения — область в Греции; Энна — город на Сицилии |
Главное святилище | Элевсин в Аттике (центр знаменитых мистерий) |
Другие святилища | Храмы по всей Греции и на Сицилии; центры мистериального культа, широко распространенного в Греции |
Греческие богини и титаниды, близкие по функциям | Гея (Земля); титанида Рея (Поток); титанида Фемида (Обычай); Эриния (Ярость); Ехидна (Змея) |
Негреческие богини, близкие по функциям | Церера (римская богиня); Исида (египетская богиня) |
V. Основные мифы о Деметре
Деметра и другие боги | * Новорожденную Деметру (так же, как двоих ее братьев и двух сестер) проглотил ее отец, Кронос. Впоследствии Зевс напоил Кроноса зельем, от которого тот изрыгнул обратно всех проглоченных детей. * Бог мертвых, Аид, похитил дочь Деметры, Персефону, и унес ее в подземное царство. Деметра искала дочь по всей земле, а когда узнала, что с ней случилось, наслала на землю неурожай и голод. Люди стали умирать, и Зевс вынужден был вмешаться: по его договору с Аидом, Персефона стала ежегодно возвращаться в мир живых на две трети года. |
Любовные истории | * Деметра полюбила Иасиона — смертного юношу с острова Самофракия — и возлегла с ним на трижды вспаханном поле. Узнав об этом, Зевс поразил Иасиона молнией. * Когда Деметра странствовала по свету в поисках Персефоны, Посейдон увидел ее и воспылал к ней страстью. Деметра превратилась в кобылу, чтобы спастись от преследования, но Посейдон обернулся жеребцом и покрыл ее против воли. |
Милости и дары | * Деметра одолжила свою колесницу, запряженную крылатыми змеями (драконами), элевсинскому царевичу Триптолему и послала его обучить людей искусству земледелия. |
Немилость и гнев | * Аскалаф подтвердил Аиду, что Персефона съела зернышко граната, пока находилась в Аиде. Из-за этого ей пришлось ежегодно возвращаться в подземное царство на треть года. Узнав об этом, Деметра пришла в ярость и превратила Аскалафа в ушастую сову (или, по другой версии, придавила тяжелым камнем в Аиде). * Фессалиец Эрисихтон вырубил священную рощу Деметры, чтобы построить себе на этом месте пиршественный чертог. В наказание богиня поразила его неутолимым голодом. |
VI. Избранные мифы (отрывки из источников)
1) Деметра и похищение Персефоны
«Плутон [Аид], влюбившись в Персефону, тайно похитил ее с помощью Зевса. Деметра ночью и днем бродила по всей земле со светильниками, разыскивая ее. Узнав от гермионеев, что ее похитил Плутон, она покинула небо, разгневанная на богов, и, приняв образ смертной женщины, пришла в Элевсин. Вначале она села у скалы, названной после этого Агеласт, близ колодца Каллихора, затем пришла к Келею, который тогда царствовал в Элевсине. Во дворце находились женщины, и, когда они пригласили Деметру сесть подле них, некая старуха по имени Иамба сказала какую-то шутку, заставив богиню улыбнуться. Говорят, по этой-то причине женщины во время праздника Фесмофорий обмениваются шутками. У супруги Келея Метаниры был ребенок, и Деметра стала его нянчить. Желая сделать мальчика бессмертным, богиня ночью клала дитя в огонь и таким образом уничтожала смертные части тела, но, так как Демофонт (таково было имя ребенка) рос с неимоверной быстротой, Метанира подстерегла богиню и увидела, что та делает. Схватив ребенка, положенного в огонь, Метанира громко закричала, и дитя из-за этого погибло, уничтоженное огнем: Деметра же явила свою божественную сущность.
Старшему из сыновей Метаниры Триптолему она изготовила колесницу, в которую запрягла крылатых драконов, и дала зерна пшеницы, которыми Триптолем, поднявшись к небу, засеял всю землю. <…>
Так как Зевс повелел Плутону вернуть Кору [Персефону] на землю, Плутон дал ей съесть зерно гранатового яблока, для того чтобы та не оставалась долгое время у матери. Кора же, не подозревая, что от этого может случиться, проглотила его. Свидетелем против Коры выступил Аскалаф, сын Ахеронта и Горгиры, и Деметра накрыла его в Аиде тяжелым камнем; но Персефона третью часть каждого года была принуждена оставаться у Плутона, а остальное время проводила среди богов».
— Аполлодор, «Мифологическая библиотека», I.5.1—3, пер. В. Боруховича
2) Деметра и страсть Посейдона
«…когда богиня блуждала по земле, отыскивая свою дочь, говорят, Посейдон преследовал ее, желая с ней сочетаться; тогда Деметра превратилась в кобылу и паслась вместе с кобылами Онкия; но Посейдон догадался о ее обмане, сам уподобился жеребцу и в таком виде сочетался с Деметрой. <…> Говорят, что после этого Деметра в гневе на Посейдона и одновременно в печали о похищении Персефоны надела черные одежды и, уйдя в эту пещеру, на долгое время скрылась в ней. Когда вследствие этого погибло все, что производит земля, а также погибла от голода большая часть человеческого рода и в то же время никто из богов не знал, где скрылась Деметра, в это время Пан отправился в Аркадию и, охотясь в разных местах по горам, пришел и на гору Элайон и, (заглянув в пещеру), увидал Деметру и то, в каком она состоянии и в каких она одеждах. Таким образом, Зевс узнал об этом от Пана и послал к Деметре Мойр (богинь судьбы). Деметра послушалась Мойр, сложила свой гнев и перестала печалиться».
— Павсаний, «Описание Эллады», VIII.25.5 и VIII.42.1, пер. С. Кондратьева
3) Деметра и голод Эрисихтона
«…[Эрисихтон,] презирая божественность Вышних,
На алтарях никогда в их честь не курил фимиама.
Он топором — говорят — оскорбил Церерину рощу,
Будто железом нанес бесчестье древней дубраве.
Дуб в той роще стоял, с долголетним стволом, преогромный,
С целую рощу один, — весь в лентах, в дощечках на память,
В благочестивых венках, свидетельствах просьб не напрасных.
Часто дриады под ним хороводы в праздник водили,
Часто, руками сплетясь по порядку, они окружали
Дерева ствол; толщина того дуба в обхват составляла
Целых пятнадцать локтей. Остальная же роща лежала
Низменно так перед ним, как трава перед рощею всею.
Но, несмотря ни на что, Триопей [Эрисихтон] топора рокового
Не отвратил от него; приказал рабам, чтоб рубили
Дуб. Но, как медлили те, он топор из рук у них вырвал.
“Будь он не только любим богиней, будь ею самою,
Он бы коснулся земли зеленою все же вершиной!” —
Молвил. И только разить топором он наискось начал,
Дуб содрогнулся, и стон испустило богинино древо.
В то же мгновенье бледнеть и листва, и желуди дуба
Стали; бледностью вдруг его длинные ветви покрылись.
А лишь поранили ствол нечестивые руки, как тотчас
Из рассеченной коры заструилася кровь <…>
… Сестры Дриады, своим потрясенные горем — и горем
Рощи священной, пошли и предстали в одеждах печали
Перед Церерой толпой: покарать Эрисихтона молят.
И согласилась она и, прекрасной кивнув головою,
Злачные нивы земли сотрясла, отягченные хлебом.
Мужа решила обречь на достойную жалости муку, —
Если жалости он при деяньях достоин подобных:
Голодом смертным томить. <…>
…Только лишь сон отошел, разгорается буйная алчность,
В жадной гортани царит и в утробе, отныне бездонной.
Тотчас всего, что земля производит, и море, и воздух,
Требует; блюда стоят, но на голод он сетует горько.
Требует яств среди яств. Чем целый возможно бы город,
Целый народ напитать, — для него одного не довольно.
Алчет все большего он, чем больше нутро наполняет,
Морю подобно, что все принимает земные потоки,
Не утоляясь водой, выпивает и дальние реки,
Или, как жадный огонь постоянно питания алчет
И без числа сожирает полен, и чем больше получит,
Просит тем больше еще и становится все ненасытней, —
Так нечестивого рот Эрисихтона множество разных
Блюд принимает и требует вновь: в нем пища любая
К новой лишь пище влечет. Он ест, но утроба пустует. <…>
После того, как алчба достояние все истощила,
Снова и снова еду доставляя лихому недугу,
Члены свои раздирать, зубами грызть Эрисихтон
Начал: тело питал, убавлялся телом, — несчастный!»
— Овидий, «Метаморфозы», VIII.740—878, пер. С. Шервинского
Перевод: Анна Блейз (с)
Источник: theoi.com
Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.
«