Афродита: краткие сведения

Перевод: Анна Блейз (с)
Источник: theoi.com

I. Основные функции

Богиня секса
и размножения

Покровительница сексуального  влечения, секса, супружеских отношений, проституции, размножения животных.

Милость: сексуальное влечение.

Немилость: сексуальное отвращение; противоестественные желания (инцест, скотоложество)

Богиня любви

Покровительница романтической любви; влюбленных.

Милость: взаимная любовь.

Немилость: безответная любовь.

Богиня соблазна

Покровительница соблазнения, сладкоречия, флирта.

Богиня красоты

Покровительница телесной красоты.

Милость: красота.

Немилость: уродство.

Богиня наслаждения
и счастья

Покровительница счастья, смеха, наслаждения, радости, праздников.

Милость: наслаждение и счастье.


II. Символы, атрибуты, священные растения и животные

Символы

Эрот (крылатый божок любви), голубь, яблоко

Планета

Венера (названная в честь Венеры — римской богини любви, которую отождествляли с Афродитой). Греки называли эту планету Звездой Афродиты

День недели

Пятница (в ряде европейских языков получившая название по имени германской богини Фрейи, которую отождествляли с Венерой, римской Афродитой). Греки называли пятницу «день Афродиты»


III. Родственники и слуги

Отец

Вариант 1: Уран (Небо). Афродита родилась из его детородного члена, отсеченного Кроном и брошенного в море

Вариант 2: Зевс — царь богов, сын титанов Крона и Реи

Мать

Вариант 1: мать отсутствует

Вариант 2: Диона — океанида, дочь титанов Океана и Тефии

Муж

Гефест — бог кузнечного дела (в разводе)

Постоянный любовник — Арес, бог войны

Божественные дети

Эрот — бог любви, а также многочисленные эроты — божки любви и вожделения

Гимерос — бог влечения (ἵμερος) и Потос — бог любовного томления (πόθος)

Гармония — богиня гармонии (ἁρμονία)

Фобос — бог страха (φόβος) и Деймос — бог ужаса (δεῖμος)

Приап — бог плодородия садов

Гермафродит — двуполый демон (дух)

Дети-полубоги

Эней, дарданский царевич, герой, сражавшийся в Троянской войне на стороне Трои

Слуги и спутники

Эрот — бог любви, а также многочисленные эроты — божки любви и вожделения

Гимерос — бог влечения (ἵμερος) и Потос — бог любовного томления (πόθος)

Гармония — богиня гармонии (ἁρμονία)

Геба — богиня юности

Пейто — богиня убеждения (πειθώ), сладкоречия и соблазнения

Хариты — богини радости, красоты и веселья;

Наяды — нимфы ручьев и источников


IV. Культовые функции и центры поклонения

Покровительница местности

Кипр — греческий остров; Кифера (Цитера) — греческий остров; Коринф — город в Греции; Эрикс (совр. Эриче) — город и гора на Сицилии

Другие святилища

Храмы по всей Греции и Малой Азии

Негреческие божества,
близкие по функциям


V. Основные мифы об Афродите

Афродита и другие боги

Афродита родилась из детородного члена Урана, отсеченного его мятежным сыном Кроном и брошенного в море.

Афродита соперничала с Герой и Афиной за золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей», которое подбросила богам на свадьбе Пелея и Фетиды богиня раздора Эрида. Зевс велел трем богиням-соперницам обратиться к Парису, чтобы тот их рассудил. Парис присудил яблоко Афродите, приняв ее дар — любовь прекраснейшей из женщин, Елены Троянской. Это стало непосредственной причиной Троянской войны.

Любовные истории

Муж Афродиты, Гефест, поймал ее в невидимую сеть, когда Афродита изменяла ему с богом войны Аресом.

Афродита полюбила кипрского царевича Адониса, в которого была влюблена и Персефона, царица загробного мира. Когда Адониса убил вепрь, Афродита превратила капли его крови в цветущие анемоны.

В наказание за то, что Афродита постоянно соединяла узами любви богов и смертных, Зевс заставил ее влюбиться в смертного мужчину — пастуха Анхиса.

Афродита подарила любовь Гермесу в награду за то, что он вернул ей украденную сандалию.

Милости и дары

Афродита дала герою Меланиону (или Гиппомену) три золотых яблока, чтобы он бросал их на землю перед Аталантой во время состязания в беге. Герой победил Аталанту и в награду получил ее в жены.

Афродита оживила мраморную статую, в которую влюбился кипрский царь Пигмалион.

Немилость и гнев

Разгневавшись на женщин Лемноса, забывших принести ей жертвы, Афродита наслала на них ужасное зловоние, из-за чего те стали отвратительны для собственных мужей.

Афродита внушила кипрской царевне Мирре (Смирне) страсть к собственному отцу — в наказание за то, что мать Мирры похвалялась, будто ее дочь прекраснее всех богинь. Позднее, сжалившись над несчастной девушкой, Афродита превратила ее в мирровое дерево (смирну).

Афродита навлекла смерть на афинского царевича Ипполита, насмехавшегося над ее обрядами. Она внушила его мачехе Федре безответную страсть к пасынку; отвергнутая Федра оклеветала Ипполита, и тот погиб, проклятый собственным отцом.

Афродита подвергла суровым испытаниям Психею, предавшую доверие своего возлюбленного — Эрота, сына Афродиты.

Афродита внушила Нарциссу страсть к собственному отражению в воде — в наказание за то, что он отвергал всех, кто в него влюблялся. Когда юноша зачах от неразделенной любви, Афродита превратила его в цветок нарцисса.


VI. Избранные мифы (отрывки из источников)

1) Рождение Афродиты

«Ночь за собою ведя, появился Уран и возлег он
Около Геи, пылая любовным желаньем, и всюду
Распространился кругом. Неожиданно левую руку
Сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный
Серп острозубый, отсек у родителя милого быстро
Член детородный и бросил назад его сильным размахом. <…>
Член же отца детородный, отсеченный острым железом,
По морю долгое время носился, и белая пена
Взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене
В той зародилась. Сначала подплыла к Киферам священным,
После же этого к Кипру пристала, омытому морем.
На берег вышла богиня прекрасная. Ступит ногою —
Травы под стройной ногой вырастают. Ее Афродитой,
[“Пенорожденной”, еще “Кифереей” прекрасновенчанной]
Боги и люди зовут, потому что родилась из пены.
А Кифереей зовут потому, что к Киферам пристала,
“Кипророжденной”, — что в Кипре, омытом волнами, родилась.
К племени вечных блаженных отправилась тотчас богиня».

— Гесиод, «Теогония», 176—181, 189—201, пер. В. Вересаева

2) Любовь Афродиты к Адонису

«Адонис <…> был сыном Тианта, царя ассирийцев, у которого была дочь Смирна. Она не почитала богиню Афродиту, и та, разгневанная, внушила ей страсть к родному отцу. Взяв в соучастницы своего преступления кормилицу, она двенадцать ночей разделяла ложе со своим ничего не подозревавшим отцом. Когда он узнал истину, то выхватил меч и кинулся преследовать Смирну; уже настигаемая им Смирна взмолилась богам, чтобы они сделали ее невидимой, и боги пожалели ее, превратив в дерево, которое называется смирной. Спустя десять месяцев дерево треснуло и родился ребенок, названный Адонисом. Вследствие его красоты Афродита тайно от богов еще младенцем положила его в ларец и доверила Персефоне. Но та, увидев его, не стала его отдавать. Был учрежден суд, и Зевс присудил, чтобы год разделили на три части: одну часть Адонис будет проводить у себя, другую — у Персефоны, а оставшуюся — у Афродиты. Адонис присоединил к последней части года и свою часть. Позднее во время охоты Адонис был ранен диким кабаном и погиб».

— Аполлодор, «Мифологическая библиотека», III.14.4, пер. В. Боруховича

3) Афродита и бег Аталанты

«Может быть, слышал и ты, как одна в состязании бега
Женщина быстрых мужчин побеждала. И вовсе не сказка
Эта молва. Побеждала она. Сказать было трудно,
Чем она выше была — красотой или ног превосходством. <…>

…безбрачной жить она стала
В частом лесу и толпу домогателей страстных суровым
Гонит условием: “Мной овладеть единственно можно,
В беге меня победив. Состязайтесь с моими ногами.
Быстрому в беге дадут и супругу и спальню в награду.
Плата же медленным — смерть: таково состязанья условье”.
Правила жестки игры! Но краса — столь великая сила!
И подчиняется ей домогателей дерзких ватага.
Тут же сидел Гиппомен, тот бег созерцая неравный, —
“Ради жены ли терпеть, — восклицает, — опасность такую?”
Он осудить уж готов чрезмерное юношей чувство.
Но увидал лишь лицо и покрова лишенное тело, <…>

Остолбенел он и руки простер. “Простите! — сказал он. —
Был я сейчас виноват: еще не видал я награды,
Из-за которой борьба!” Восхваляя, он сам загорелся.
Чтобы никто обогнать в состязанье не смог ее, жаждет;
Чувствует ревность и страх. “Отчего мне в ристании этом
Счастья нельзя попытать? — говорит. — Всевышние сами —
Смелым помога!” <…>

…Вот и народ, и отец [Аталанты] обычного требуют бега.
Тут призывает меня [Афродиту] умоляющим голосом правнук
Бога морей, Гиппомен: “Киферею молю, чтобы делу
Смелому помощь дала и свои же огни поощрила”.
Нежные просьбы ко мне ветерок благосклонный доносит.
Тронута я, признаюсь. И немедленно помощь приспела.
Поприще есть, Тамазейским его называют туземцы, —
Кипрской земли наилучший кусок. Старинные люди
Мне посвятили его и решили, как дар благочестья,
К храму придать моему. Посреди его дерево блещет
Золотоглаво, горят шелестящие золотом ветви.
Яблока три золотых я с него сорвала и явилась,
Их же в руке принесла; не зрима никем, им одним лишь,
К юноше я подошла и что с ними делать внушила.
Трубы уж подали знак, и от края, склоненные, оба
Мчатся, легкой ногой чуть касаются глади песчаной.
Мнится, могли бы скользить и по морю, стоп не смочивши,
И, не примявши хлебов, пробежать по белеющей ниве.
Юноши дух возбужден сочувствием, криками, — слышит
Возгласы: “Надо тебе приналечь, приналечь тебе надо!
Эй, Гиппомен, поспешай! Пора! Собери же все силы!
Не замедляй! Победишь!” Неведомо: сын Мегарея
Более этим словам иль Схенеева дочь веселится.
Сколько уж раз, хоть могла обогнать, но сама замедлялась,
Долго взглянув на него, отвести она глаз не умела!
Из утомившихся уст вылетало сухое дыханье.
Мета была далеко. Тогда наконец-то Нептунов
Правнук один из древесных плодов на ристалище кинул.
И обомлела она, от плода золотого в восторге,
И отклонилась с пути, за катящимся златом нагнулась.
Опередил Гиппомен, и толпа уж ему рукоплещет.
Но нагоняет она остановку свою и потерю
Времени. Юношу вновь позади за спиной оставляет.
Вот, задержавшись опять, лишь он яблоко бросил второе,
Следом бежит и обходит его. Оставался им кончик
Бега. “Теперь, — говорит, — помогай, о виновница дара!”
И через поприще вбок — чтобы позже она добежала —
Ловким, ребячьим броском он блестящее золото кинул.
Вижу, колеблется — взять или нет; но я повелела
Взять, и лишь та подняла, увеличила яблока тяжесть;
Ей помешала вдвойне: промедленьем и тяжестью груза.
Но — чтоб не стал мой рассказ самого их ристанья длиннее —
Девушка обойдена: награду увел победитель».

— Овидий, «Метаморфозы», X.560—586, 638—680, пер. С. Шервинского

4) Афродита и суд Париса

«Эрида бросила Гере, Афине и Афродите яблоко, являвшееся наградой за красоту, и Зевс приказал Гермесу привести богинь на гору Иду к Александру [Парису], чтобы тот их рассудил. Богини стали предлагать Александру дары. Гера сказала, что, если ей будет отдано предпочтение перед остальными, она предоставит Александру власть над всеми людьми, Афина обещала ему победу на войне, а Афродита — супружество Елены. Александр отдал предпочтение Афродите».

— Аполлодор, «Мифологическая библиотека», Эпитома, III.1, пер. В. Боруховича

Перевод: Анна Блейз (с)
Источник: theoi.com

Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.