Подношения Гекате

Автор: Сорита д’Эсте (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
Из книги «Геката: ее святые огни»

Геката с собакой. Аттический чернофигурный килик, 525-475 до н.э.
Геката с собакой.
Аттический чернофигурный килик, 525-475 до н.э.

Общеизвестно, что в Древней Греции богам регулярно приносили в жертву животных (иногда — в больших количествах, как на празднике Артемиды Лафрии), поэтому тот факт, что Гекате жертвовали черных собак и других животных, не следует изымать из контекста. Но собаки были необычной жертвой: как правило, древние греки жертвовали богам животных, мясо которых годилось в пищу, — например, коров, свиней, овец и коз. Судя по сохранившимся свидетельствам, собак приносили  в жертву только богам негреческого происхождения, таким как Геката и бог войны Арес.

Все греческие философы, писавшие о Гекате и поклонявшиеся ей, — в том числе Эмпедокл, Гесиод и Порфирий, — были строгими вегетарианцами и писали о недостатках самого обычая животных жертвоприношений. Они верили в переселение душ и полагали, что в прошлом на земле царил бескровный Золотой век, когда богам приносили в дар только плоды, зерно и благовония.

Подношения были стандартной частью культа. Алтари хтонических («земных») богов располагались на уровне земли, а подношения этим божествам нередко помещали в яму, выкопанную специально для этой цели, то есть прямо в землю. Алтари уранических («небесных») богов, напротив, были приподняты над землей, а подношения на этих алтарях сжигали, чтобы дым от жертв поднялся в воздух. Геката принадлежит к обеим этим категориям: многие качества роднят ее и с хтоническим, и с ураническим царством одновременно.

Трапеза Гекаты
Трапеза Гекаты. Фото Shirley Two Feathers

Трапезы, или вечери, Гекаты (δεῖπνα Ἑκάτης) представляли собой съедобные подношения, которые оставляли для этой богини на перекрестках при первом восходе новорожденной луны. Древнегреческие сатирики упоминали о бедняках, кравших пищу с перекрестков, и отмечали, что некоторые рассматривают эти трапезы богини как подаяние нищим. Кроме того, посвященные Гекате перекрестки считались лиминальными местами, пригодными для ритуального избавления от ненужных вещей. Поэтому на перекрестки приносили остатки от других жертвоприношений, а также глиняные кадила, служившие для окуривания дома с целью защиты от зла и для сожжения мусора после уборки дома. В церковных хрониках средневековой Европы упоминаются наказания для людей, оставлявших подношения на перекрестках. Тем не менее, в некоторых странах Средиземноморья многие не отказывались от подобных подношений и продолжали заботиться о придорожных святилищах вплоть до наших дней.

Пища для подношений

Ниже в таблице перечислены разные виды пищи и напитков, входившие в состав подношений Гекате.

Амфифон (ἀμφιφῶν): плоская сырная лепешка, окруженная факелами или свечами

Амфифон

Анчоусы (μαίνη): трапезы Гекаты часто включали в себя рыбу)

Анчоусы - подношение Гекате

Асфодель (ἀσφόδελος): пища для беспокойных мертвецов

Плоды асфоделя

Барабулька (τρίγλη): трапезы Гекаты часто включали в себя рыбу, а барабулька (тригла) была особо посвящена этой богине

Барабулька (тригла)

Басинии (βασυνίαι): пшеничное тесто, сваренное в меду со смоквой и орехами


Вино (οἶνος): обычное подношение хтоническим божествам

Глиняная чаша с вином

Вода (ὕδωρ): обычное подношение хтоническим божествам


Кунжут (σήσαμον): cемена кунжута использовались в одном заклинании Гекаты, призванном отвратить духов зла

Семена кунжута

Магиды (μαγίδες): хлеб или пирог неизвестного состава и формы. В качестве замены можно использовать обычный хлеб

Хлеб

Мёд (μέλῐ): обычное подношение хтоническим божествам и беспокойным мертвецам

Мёд

Молоко (γάλα): обычное подношение хтоническим богам. Гекату иногда изображали с козьей головой, поэтому ей лучше подойдет козье молоко

Молоко

Оливковое масло (ἔλαιον): обычное подношение хтоническим божествам

Оливковое масло

Псаммита (ψάμμητα): жертвенная лепешка

Жертвенная лепешка

Репчатый лук (κρόμμῠον): традиционное подношение, отвращающее злых духов

Репчатый лук

Сыр (τῡρός): Гекату иногда изображали с козьей головой, поэтому для подношений более уместен козий сыр

Козий сыр

Чеснок (σκόροδον): традиционное (еще со времен Древнего Египта) защитное средство от беспокойных мертвецов

Чеснок

Яйца (ᾠᾰ́): по традиции, яйца подносили в сыром виде. Возможно, они символизировали жизненную силу

Сырые яйца

Ячмень (κριθή): зерно и ячменные лепешки

Ячмень

Автор: Sorita D’Este (c)
Перевод: Анна Блейз (с)

Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.