Лары: общие сведения

Статья «Лары» из английской Википедии (c дополнениями)
Перевод, дополнения: Анна Блейз (с)

Лар с рогом изобилия. Бронзовая статуэтка (22,5 х 16 х 9 см) из Аксатианы (совр. Лора-дель-Рио) в Римской Испании, ок. 1-50 н.э.
Лар с рогом изобилия. Бронзовая статуэтка (22,5 х 16 х 9 см) из Аксатианы (совр. Лора-дель-Рио) в Римской Испании, ок. 1-50 н.э.

Лары (лат. lares, архаическая форма — lasēs, ед.ч. — lar) — боги-хранители в древнеримской религии. Происхождение их неясно: изначально это могли быть и герои-предки, и хранители очага, полей, границ или урожая, и духи, так или иначе объединяющие в себе эти функции.

Верили, что лары наблюдают за всем, оберегают всё и оказывают влияние на всё, что происходит в связанном с ними месте или в пределах их обязанностей. Изваяния домашних ларов ставили на стол во время семейных трапез. По-видимому, считалось, что лары должны присутствовать при всех важных событиях в жизни семьи и даровать благословение их участникам.

Некоторые римские авторы отождествляют или смешивают ларов с обожествленными предками, домашними пенатами и хранителями очага. Из-за этого ларов иногда относят к категории домашних божеств, но далеко не все они ограничены в своем влиянии пределами дома. Под покровительством определенного лара или группы ларов находились также дороги и морские пути, земледелие, домашний скот, города и поселения, государство в целом и его вооруженные силы. Компитальным ларам, защищавшим деревни и городские кварталы (vici), ставили святилища на перекрестках (compitalia), и они служили средоточием религиозной, общественной и политической жизни местных общин, состоявших по преимуществу из плебеев. Служителями культа компитальных ларов могли становиться вольноотпущенники и рабы, которые не имели доступа к другим административным и религиозным должностям из-за социального или имущественного ценза.

Могуществом лары уступали великим божествам древнеримского пантеона, но, археологические и литературные памятники свидетельствуют о том, что в религиозной жизни и самоопределении римлян они играли центральную роль. В частности, о римлянине, направляющемся домой, могли сказать, что он возвращается ad Larem («к лару»). С конца IV века нехристианские культы были поставлены вне закона, но в частном, неофициальном порядке культ ларов просуществовал еще несколько десятков лет.

Происхождение и развитие культа

В архаичной культуре этрусков — соседей Рима — бытовали культы домашних, родовых или семейных богов, во многом схожие с позднейшим римским культом ларов1Ryberg, 10—13: жертвоприношение божествам, схожим с ларами, или обожествленным предкам (di manes) изображено на одной из фресок Гробницы Леопардов (этрусская Тарквиния); это один из обрядов подготовки к погребальным играм. Сохранилась также чернофигурная этрусская ваза и несколько этрусских рельефов, на которых представлены те же формы алтарей и иконографические детали, что и на римских памятниках, изображающих культ ларов, — в частности, подношение венка, заклание жертвенной свиньи и образы змей, символизирующих плодовитость или производительную силу.. Само слово «лары», по-видимому, происходит от этрусского lar, lars или larth, означающего «господин»2«Lār или Lars , Lartis, m., преномен [личное имя] этрусского происхождения (в этрусском — префикс к имени первенца; младший сын назывался Aruns. Имя Лар, Ларс или Ларт в этрусском языке было почетным обращением = англ. lord [«господин»]: Lars Tolumnius, rex Veientium [Ларс Толумний, царь города Вейи]» (Lewis, Charlton & al. A Latin Dictionary, founded on Andrews’s edition of Freund’s Latin Dictionary, revised, enlarged, and in great part rewritten. “Lar”. Clarendon Press (Oxford), 1879); «На тосканском наречии слово Ларт, или Ларс, означало “господин” <…> Греки переводили это слово как “герой”…» (Keightley, Thomas. The Mythology of Ancient Greece and Italy. London: Whittaker & Co., 1838, 543..

Танцующий лар с ритоном и патерой. Бронзовая статуэтка, I век н.э.
Танцующий лар с ритоном и патерой. Бронзовая статуэтка, I век н.э.

Некоторые греческие и римские авторы переводили это слово как “герои” или “демоны”; римский драматург Плавт (ок. 254 — 184 до н.э.) употребляет выражение Lar Familiaris («фамильный лар») по отношению к хранителю семейной сокровищницы, которую Менандр в эквивалентном сюжете называл ἡρῷον (родовое святилище героя). На основании посвятительной надписи IV века до н.э., обращенной к римскому герою-предку Энею как лару (Lar), Вайншток предполагает, что отождествление понятий «лар» и «герой» восходит к еще более глубокой древности3Weinstock, 114—118..

Первые дошедшие до нас материальные изображения ларов — не старше периода Поздней Республики (133—27 до н.э.), но упоминания в литературных источниках (например, у Плавта: Lar, ед. ч.) указывают на то, что культ единичного лара возник значительно раньше, а иногда поклонялись и группам ларов, численность которых могла доходить до 30, как в случае с грундульскими, то есть «хрюкающими», ларами (lares grundules). К началу эпохи Империи лары превратились в парных божеств — скорее всего, под влиянием греческой религии (в частности, культа героев-близнецов Диоскуров) и образа полубожественных близнецов Ромула и Рема, основателей Рима. В этот период лары стали изображаться в виде двух небольших статуэток, выглядевших как жизнерадостные юноши в коротких, деревенских туниках, перехваченных поясами. Согласно Плутарху, эти статуэтки закутывали в собачьи шкуры:

…Лары — такие же демоны-мстители, вроде Эриний, надзирающие за жизнью и домом человека. Потому-то и закутывают их в собачьи шкуры и сажают перед ними пса, что они усердно выслеживают и преследуют всех злонравных»4Плутарх, «Римские вопросы» 51, пер. Н. Брагинской.

 Изображали их в позе танцоров — приподнявшимися на носки или балансирующими на одной ноге. Одной рукой лар поднимает рог для питья (ритон), словно собираясь произнести здравицу или совершить возлияние, а в другой руке держит плоское блюдо для приношений (патеру). Статуэтки ларов такого же типа стояли и в компитальных святилищах того периода. На живописных изображениях лары располагались в зеркально-симметричных позах слева и справа от центральной фигуры — по всей видимости, представлявшей родового гения.

Функции и сферы влияния

Лары принадлежали той же «ограниченной физической территории», которую защищали, и, судя по всему, были столь же неисчислимы, сколь и места, находившиеся под их защитой. Функции некоторых ларов пересекались между собой; имена некоторых лары с течением времени менялись. У некоторых вообще не было отличительного или описательного имени: например, те, которых призывают вместе с Марсом в «Песне арвальских братьев», именуются просто ларами (Lases, архаическая форма слова Lares), а их божественные функции можно определить только по контексту самой «Песни».

Просто «ларов» — наряду с другими божествами — призывает и консул Публий Деций Мус в своей жертвенной речи перед гибелью в бою5Согласно Титу Ливию («История», VIII.9), в 340 году до н.э., во время Второй Латинской войны, консулу Публию Децию Мусу приснился вещий сон о том, что в предстоящем сражении победит та сторона, чей военачальник погибнет на поле битвы. Когда латины начали теснить римлян, Деций обрек себя на смерть ради победы, произнеся жертвенную речь (devotio): «Янус, Юпитер, Марс‑отец, Квирин, Беллона, Лары, божества пришлые и боги здешние, боги, в чьих руках мы и враги наши, и боги преисподней, вас заклинаю, призываю, прошу и умоляю: даруйте римскому народу квиритов одоление и победу, а врагов римского народа квиритов поразите ужасом, страхом и смертью. Как слова эти я произнес, так во имя государства римского народа квиритов, во имя воинства, легионов, соратников римского народа квиритов я обрекаю в жертву богам преисподней и Земле вражеские рати, помощников их и себя вместе с ними» (здесь и далее пер. В. Смирина). После этого Деций устремился в гущу врагов, сея ужас среди латинов («ибо облик его сделался как бы величественней, чем у обыкновенного смертного», — поясняет Ливий), и перед смертью успел обратить многих в бегство, открыв для римлян широкий прорыв. — Примеч. перев.. По этим причинам любой перечень имен и сфер влияния ларов нельзя считать исчерпывающим.

Домашние и семейные лары

Бронзовая статуэтка лара, I-II вв. н.э.
Бронзовая статуэтка лара, I-II вв. н.э.

Домашние лары (Lares Domestici)  и семейные, или фамильные, лары (Lares Familiares), как следует из самих названий, покровительствовали определенному дому и семье. Возможно, эти две группы следует считать тождественными.

В традиционном римском домохозяйстве имелось по меньшей мере одно изваяние лара-защитника. Его хранили в домашнем святилище-ларарии (lararium) вместе с живописными или скульптурными изображениями домашних пенатов, гения (личного духа отца семейства) и любых других богов, которых чтили в данной семье. Во время семейных трапез и пиров статуэтку лара ставили на стол. Лары выступали как божественные свидетели при всех важных событиях в жизни семьи — таких, как бракосочетания, разводы и усыновления, — а святилище домашних ларов служило средоточием религиозной жизни семейства.

Те, кто не заботился о своих домашних ларах, не мог рассчитывать на благополучие и удачу. В комедии Плавта «Золотой горшок» лар бедняка Эвклиона помогает ему найти горшок с золотом, спрятанный когда-то давно под домашним очагом и не доставшийся отцу Эвклиона, который плохо обращался с ларом. Позже сам Эвклион проявляет к лару непочтительность и лишается золота, но затем признает свою ошибку, и богатство возвращается к нему. Эвклион отдает его в приданое своей добродетельной дочери, и все заканчивается благополучно.

Ответственность за поддержание домашнего культа лежала на главе семейства (pater familias), но в некоторых случаях он мог и даже должен был препоручать заботу о ларах своему управляющему или другим домочадцам. В число таких особых случаев входило празднество Компиталий, в котором обязаны были участвовать главы местных семей.

Ларам подносили плетеные гирлянды из колосьев, полбу, медовые пироги и соты, виноград и первые плоды урожая, вино и благовония6Orr, 1567: «Домашним ларам подносили полбу, виноград, гирлянды из колосьев, медовые лепешки и соты. Кроме того, ларам посвящали первые плоды, вино и кровавые жертвы. Тибулл упоминает венки из весенних цветов, украшавшие головы его деревянных ларов».. Приношения им могли совершать в любое время, причем не всегда преднамеренно: ларам посвящалась любая еда, случайно упавшая на пол во время домашних трапез. В достаточно богатых домах по случаю важных событий в жертву домашним ларам могли приносить свиней (ср. легенду о происхождении грундульских ларов).

Ларарий

В период Ранней Империи все домашние святилища назывались ларариями (lararia, ед. ч. lararium), потому что в каждом из них обычно помещалось одно-два изображения ларов. Ларарий мог представлять собой как отдельную комнату, так и нишу (эдикулу) в жилом помещении или даже просто участок стены, украшенный росписью. В служебных помещениях обычно ограничивались росписью стены, а в главных покоях дома, открытых для гостей, располагали более дорогие бронзовые статуэтки. Однако известны случаи, когда живописные и скульптурные изображения божеств совмещались в одном святилище: так, в ларарии-эдикуле из Дома Красных стен (VIII 5.37) в Помпеях довольно скромная традиционная роспись на задней стене, изображавшая ларов и гения, сочеталась с шестью бронзовыми статуэтками (двое ларов, Меркурий, Аполлон и Геркулес)7Rüpke (ed.), 198—200..

Ларарий из Дома Красных стен (VIII 5.37) в Помпеях
Ларарий из Дома Красных стен (VIII 5.37) в Помпеях

Роспись ларариев часто следовала традиционному образцу, включающему строго определенное количество элементов и фиксированные иконографические типы. Типичный пример такой росписи сохранился в кухонном ларарии из Дома Веттиев (VI 15.1) в Помпеях: в центре помещен гений, облаченный в тогу и придерживающий ее церемониальным жестом, как полагалось жрецу, совершавшему жертвоприношение; по бокам от него — двое ларов в виде танцующих юношей, каждый из которых держит ритон с вином. В нижней части композиции изображена огромная змея, ползущая к алтарю; змеям приписывали защитные и апотропеические свойства. На фреске можно различить орудия жертвоприношения (чашу и нож, курильницу для благовоний, сосуды для возлияния) и части тела жертвенного животного.

Кухонный ларарий из Дома Веттиев (VI 15.1) в Помпеях. Двое ларов с ритонами танцуют по обе руки от родового гения, держащего чашу для возлияний и курильницу; голова гения покрыта, как подобало при жертвоприношениях.   Змея - символ плодородия земли и богатства, ползет к невысокому алтарю. В тимпане святилища изображены патера, бычий череп и жертвенный нож
Кухонный ларарий из Дома Веттиев (VI 15.1) в Помпеях. Двое ларов с ритонами танцуют по обе руки от родового гения, держащего чашу для возлияний и курильницу; голова гения покрыта, как подобало при жертвоприношениях. Змея — символ плодородия земли и богатства, ползет к невысокому алтарю. В тимпане святилища изображены патера, бычий череп и жертвенный нож

Помимо культовых изображений, в домашних ларариях хранили символические предметы, связанные как с традициями семьи, так и с важными переменами в жизни ее членов. Мальчик, достигший совершеннолетия, посвящал ларам свой личный амулет (буллу), прежде чем впервые облачиться в мужскую тогу (toga virilis). После ритуального остригания первой бороды срезанные волосы тоже помещались на хранение в ларарий. В ночь перед свадьбой невеста жертвовала семейным ларам своих кукол, мячики и нагрудные повязки, а в день свадьбы, символически свидетельствовала о переходе под покровительство новых ларов: по дороге в дом супруга она жертвовала медную монету в компитальном святилище его квартала, еще одну — в его домашнем ларарии и еще одну вручала мужу. Если в браке она становилась матерью семейства (materfamilias), т.е. переходила в семью мужа и под его власть, то в дальнейшем разделяла с мужем обязанности по отправлению домашнего культа.

Кухонный ларарий с алтарем и нишей для приношений. Вилла Терзиньо близ Помпей, середина I в. до н.э.
Кухонный ларарий с алтарем и нишей для приношений. Вилла Терзиньо близ Помпей, середина I в. до н.э.

Компитальные лары

Компитальные лары, или лары на перепутьях (Lares Compitalicii, Lares Compitales), — лары местных общин или кварталов (vici), на которые подразделялся Рим. Святилища компитальных ларов обычно располагались на главном, центральном перекрестке (compitum) квартала и становились центром религиозной и общественной жизни, в особенности среди плебеев и рабов. Город Рим в целом находился под защитой ларов, изваяния которых хранились в небольшом святилище (sacellum) на древней и священной границе города — померии (pomerium)8Тацит, «Анналы», XII.24..

Сцена суоветаурилии (жертвоприношения свиньи, овцы и быка) на празднике Компиталий. Фреска из дома в окрестностях Помпей, 2-я пол. I в. н.э. Одно из немногих сохранившихся изображений римлян в тогах-претекстах (белых с пурпурной каймой)
Сцена суоветаурилии (жертвоприношения свиньи, овцы и быка) на празднике Компиталий. Фреска из дома в окрестностях Помпей, 2-я пол. I в. н.э. Одно из немногих сохранившихся изображений римлян в тогах-претекстах (белых с пурпурной каймой)

Компитальных ларов чествовали на Компиталиях (празднике перепутий), которые справлялись вскоре после Сатурналий, замыкавших старый год, и были отчасти схожи с ними по характеру. В ходе праздничных обрядов по улицам квартала торжественно проводили свинью, которую затем приносили в жертву на алтаре компитального святилища. Другие приношения ларам на перепутье мало отличались от тех, которые совершали домашним ларам; например, Дионисий Галикарнасский утверждает, что Сервий Туллий, полулегендарный шестой царь Рима (578—535 до н.э.), постановил жертвовать компитальным ларам медовые пироги от каждого дома и что эта традиция сохранялась до периода Поздней Республики.

Тому же царю приписывалось введение самого праздника Компиталий: по преданию, Сервий Туллий был сыном царской рабыни от некоего лара или иного божества9По одной из версий легенды, Лар явился будущей матери Сервия в образе фаллоса, поднявшегося из очага или из-под земли. и в силу своего происхождения благоволил низшим сословиям, а потому стремился укрепить культ компитальных ларов, которые защищали общину в целом и покровительствовали плебеям и рабам наравне с высокородными. Вследствие этого сложилась традиция, по которой служителями компитальных ларов становились выходцы из самых низких сословий — вольноотпущенники и рабы, за которыми даже такой сторонник строгого обращения с рабами, как Марк Порций Катон, признавал право приносить жертвы в Компиталии: «Жертвоприношения он [раб] совершает только в Компиталии, на перекрестке или на очаге»10«Земледелие», 5.3, пер. М. Сергеенко.. Излагая легенду об учреждении Компиталий царем Сервием Туллием, Дионисий дает практичное объяснение тому, что эта традиция сохранялась и в более поздние времена:

Потом он [Сервий Туллий] повелел, чтобы на всех перекрестках соседями были устроены часовни для Ларов перекрестков, и предписал совершать ежегодно им жертвоприношения, а каждому дому вносить жертвенный пирог. Повелел он также, чтобы тем, кто исполняет священные обряды от имени соседей, прислуживали на священнодействиях не свободные, а рабы, поскольку служение рабов рассматривалось как угодное Ларам. Римляне еще и в наши дни справляют это весьма почитаемое и роскошное празднество через несколько дней после праздника Сатурналий, именуя его Компиталиями, по перекресткам — ведь они зовут перекрестки compita. Они сохраняют эти обряды в соответствии с древним обычаем, умилостивляя Ларов освобождением рабов в эти дни от всего рабского, чтобы те, становясь покорными благодаря такому человеколюбию, несущему печать некоего величия и святости, лучше бы относились к своим господам и меньше бы тяготились своей печальной участью11«Римские древности», IV.14.2—4, пер. Н. Майоровой..

Участники процессии на празднике Компиталий несут изображение лара. Рисунок с римского барельефа
Участники процессии на празднике Компиталий несут изображение лара. Рисунок с римского барельефа

Несмотря на то, что Компиталии были государственным праздником, культ и святилища компитальных ларов поддерживались за счет местных общин (по всей вероятности, средства на это собирали среди плебеев, вольноотпущенников и рабов, населявших квартал). Компиталии, как и Сатурналии, подразумевали официально разрешенные отступления от общественного порядка и обычаев, проявления свободомыслия и даже откровенного бунтарства. В 85—82 гг. до н.э. вокруг компитальных святилищ сосредоточилась деятельность приверженцев Марка Мария Гратидиана — претора, пользовавшегося огромной популярностью среди низших сословий: Гратидиану ставили статуи, жгли перед ними благовония и восковые светильники и совершали возлияния12Цицерон, «Об обязанностях», III.80; Сенека, «О гневе», III.18.1.. Подобные эксцессы, как и свободомыслие, царившее на театральных представлениях, которые устраивали в праздничные дни, в конце концов привели к тому, что компитальные игры (Ludi Compitalicii) были запрещены как «непристойные» (в 68 году до н.э.).

После реформ императора Августа компитальные лары отождествились с Августовыми. В тех же компитальных святилищах отправляли обряды ларов преститов, но праздник их приходился на другую дату.

Лары преститы

Лары Преститы (Lares Praestites), т.е. «предстоящие», — защитники города Рима, а позднее — Римского государства и народа в целом. Их изваяния хранились в регии (царском доме, а позднее — резиденции понтифика) на римском форуме, неподалеку от храма Весты. По-видимому, они защищали Рим от пожаров. Не исключено, что первоначально они представляли собой домашних ларов Октавиана (будущего императора Августа), который владел домом, расположенным между храмом Весты и регией. Позднее Август подарил этот дом весталкам и препоручил им заботу о ларах, укрепив тем самым религиозную связь между собственными домашними и семейными ларами, с одной стороны, и божествами государственного значения — с другой. После реформы культа компитальных ларов эта связь окончательно закрепилась: лары всех кварталов Рима и многих других поселений практически отождествились с Августовыми ларами. Но при этом «предстоящие» лары не были тождественны компитальным: праздники в честь двух этих групп ларов проводились в одних и тех же компитальных святилищах, но в разные даты.

Реформы Августа и Августовы лары

В 7 году до н.э. император Август провел административную реформу в Риме, разделив город 14 округов (regiones) и подразделив кварталы (vici) на более мелкие, вследствие чего их число достигло 256. Эта реорганизация повлекла за собой и преобразование квартальных культов: с того же года они превратились в культы Августовых ларов (Lares Augusti) и гения (личного духа-хранителя) Августа. К старому празднику ларов, приходившемуся на 1 мая, добавился новый, 1 августа — день инаугурации магистратов, который Август считал особо благоприятным для себя лично (как годовщину победы при Акции) и провозгласил днем своего гения. Статуи гения Августа были помещены между изваяниями ларов во всех компитальных святилищах, а компитальные лары при этом были заменены Августовыми, т.е. домашними ларами самого императора. Таким образом Август представал как символический «отец семейства» (paterfamilias) по отношению ко всему государству.

Значение этих [нововведений] понятно, по крайней мере, общих чертах, если не в подробностях. Лары (это слово обычно — хотя и чисто по привычке — переводят как «домашние боги») были древними божествами не вполне ясной природы; некоторые древние авторы считали их обожествленными душами предков. Если эта интерпретация верна, то Августовы Лары представляли собой души предков императора, а Гений Августа — дух самого Августа. Иными словами, то, что прежде было частным культом Августа и его семьи, локализованным в его собственном доме, превратилось в общественные квартальные культы.

В рамках этих новых культов в каждом квартале было построено святилище на перекрестке. Самый известный образец такой постройки — довольно скромное мраморное сооружение, площадью всего 2,8 на 2,38 м, с пятью ступенями, ведущими, собственно, в святилище, в котором хранились изваяния Августовых Ларов и Гения Августа. Перед ними стоял небольшой алтарь (высотой 54 см).

<…> Эти святилища продолжали ремонтировать (и использовать) на протяжении всего III века н.э. И в каталогах римских памятников, составленных в IV веке, они все еще фигурируют13Beard et al, 185—186..

Реконструкция святилища ларов на Перекрестке Акила (Compitum Acili), Рим
Реконструкция святилища ларов на Перекрестке Акила (Compitum Acili), Рим

Культ Августовых ларов оказался весьма популярен в народе и со временем распространился за пределами Рима:

Например, в Остии, римском порту, этот культ был учрежден в 51 году н.э., что ознаменовалось постройкой святилища Августовых ларов на форуме. При этом было проведено ритуальное очищение (lustratio) окружающей территории (вероятно, по границам форума) по образцу обрядов, которые совершались и в римских кварталах. За пределами Италии культ Августовых ларов установился почти во всех латинских провинциях14Beard et al, 355..

Август закрепил за Компиталиями статус простонародного праздника: религиозные обряды квартального значения были переданы под управление начальников кварталов (magistri vici), обычно выбиравшихся из вольноотпущенников, которыми помогали квартальные служители (ministri vici) из числа рабов. В посвятительной надписи Августовым ларам, датируемой 2 годом н.э., перечисляются четверо рабов, прислуживавших в святилище своего квартала. Имена рабов и их владельцев помещены в картуш в виде венка из дубовых листьев, который был священным символом Августа как «спасителя Рима».

В провинциях культ Августовых ларов был организован так же, как и в Риме. Коллегии состояли из трех или четырех членов — как правило, вольноотпущенников (хотя иногда и свободнорожденных). Но постепенно в коллегии начали допускать и рабов — возможно, потому, что вольноотпущенники предпочитали более престижные коллегии августалов (тоже связанные с культом императора)15Beard et al, 357..

Официальный культ Августовых ларов сохранялся до IV века н.э.

Грундульские лары

Грундульские, грундулийские или «хрюкающие» лары (Lares Grundules, от grundio — «хрюкать») — 30 ларов, защищающих кровлю дома. По преданию, Ромул или Эней учредил культ этих ларов и поставил им алтарь в честь свиньи, произведшей на свет 30 поросят одновременно. Настолько обильный приплод (учитывая, что свиньи не могут выкормить больше двенадцати поросят, а потому и не приносят больше двенадцати детенышей за один опорос) был истолкован как чудесное знамение, указывающее место для основания Рима, Лавиния или Альба-Лонги.

Л.Р. Тейлор (Taylor, 303) ссылается на хрониста II века до н.э. Кассия Гемину, который писал: «Случилось диво: свинья опоросилась тридцатью поросятами, по случаю чего воздвигли святилище хрюкающих ларов». Там же приводится ссылка на толкование Нония: «Говорят, что поклонение грундульским ларам римляне учредили, чтобы почтить свинью, которая принесла тридцать поросят разом». Тейлор связывает с этим культом поклонение Матери ларов (Mater Larum), понимаемой как одна из древних форм богини земли:

…по-видимому, Мать ларов отождествлялась со знаменитой свиньей, которая принесла тридцать поросят и ассоциировалась в разных традициях с Лавинием, Римом и Альбой. По [версии Кассия Гемина], упомянутая свинья опоросилась в Риме, и по случаю этого чудесного знамения Ромул и Рем воздвигли святилище грундульских, или хрюкающих, ларов. Поскольку божество часто отождествляется с животным, которое ему приносят в жертву, стоит отметить, что самой распространенной жертвам ларам была свинья, а богине земли обычно жертвовали беременных животных и, в частности, супоросых свиней16Taylor, 303.

Другую версию предания, связывающую культ хрюкающих ларов с Энеем и городом Лавинием, приводит Дионисий Галикарнасский в «Римских древностях». В поисках места для основания нового города, который мог бы послужить убежищем для троянцев, Эней слышит пророчество:

…Энею внезапно, как сообщают, послышался из леса некий глас, причем сам возвещавший остался незрим. Глас повелел остановиться здесь, поспешить заложить город [Лавиний] и не отвергать хотя еще не наступившего, но грядущего счастья, если он устроит жизнь в благодатной земле, презрев трудности в настоящем. <…> И хотя теперь именно это поселение послужит убежищем троянцам, через такое количество лет, сколько свинья принесет поросят, его потомками будет основан другой город, счастливый и большой [т.е. Альба-Лонгу].

…свинья родила тридцать поросят, и столько же лет спустя троянцами был основан новый город <…>.

Эней посвятил потомство свиньи вместе с производительницей отеческим богам в том самом месте, где ныне высится его храм…17I.56.3—II.57.1, пер. И.Л. Маяк.

В «Энеиде» Вергилия схожее пророчество посылает Энею Аполлон устами предсказателя Гелена:

Знак я открою тебе (ты в душе сохрани его прочно):
Там, где, тревогой томим, у потока реки потаенной,
Возле прибрежных дубов ты огромную веприцу встретишь, —
Будет она лежать на земле, и детенышей тридцать
Белых будут сосать молоко своей матери белой, —
Место для города там, там от бед покой обретешь ты18III.388—393, пер. С. Ошерова..

Затем его же повторяет местный италийский бог Тиберин, со слов которого становится понятно, что речь идет об Альба-Лонге (примечательно, что лат. alba означает «белый» — по цвету свиньи и поросят, указывающих место для основания города:

Знай: меж прибрежных дубов ты огромную веприцу встретишь,
Будет она лежать на траве, и детенышей тридцать
Белых будут сосать молоко своей матери белой.
Место для города здесь, здесь от бед покой обретешь ты.
Тридцать кругов годовых пролетят — и Асканий заложит
Стены, и городу даст он имя славное — Альба19VIII.43—48, пер. С. Ошерова..

Когда предсказание исполняется, Эней приносит свинью и поросят в жертву Юноне:

Тут изумленным очам внезапно чудо явилось:
Веприцу между стволов увидали белую тевкры,
С выводком белым она на траве лежала прибрежной.
Тотчас справляет обряд дарданский вождь и приносит
В жертву свинью и приплод на алтарь твой, царица бессмертных20VIII.81—85, пер. С. Ошерова..

Согласно Варрону, который кратко приводит то же предание, что и Вергилий, медные изваяния этой свиньи и поросят выставлялись в общественных местах, а тело свиньи жрецы сохранили в рассоле и людям как святыню21«Сельское хозяйство», II.4.18..  Количество поросят соотносилось с 30 колониями Альба-Лонги, по преданию, основанными Энеем и позднее составившими Латинский союз, а также с 30 римскими куриями:

И в местности, где боригоны селятся,
За давниями он [Эней] и за латинами
Поставит тридцать башен, сосчитав число
Детей свиньи чудовищной, которую
С Идейских гор, дарданских мест доставит он:
Ведь столько же родит она детенышей.
Он в городе одном поставит статую
Из меди ей и поросятам вскормленным22Ликофрон, «Александра», 1253—1260, пер. Боригоны — аборигены, древнее население Лация. Здесь, как и у Дионисия Галикарнасского, использована версия легенды, по которой супоросая свинья была привезена в Италию Энеем и изначально предназначалась в жертву Юноне, но затем сбежала, а лишь затем, когда Эней отыскал ее, принесла поросят. — Примеч. перев..

Л.-Ж. Бернадетт отмечает: «Тому, насколько часто число 30 фигурирует в латинских и римских преданиях и административных структурах, можно лишь удивляться. Вариациями на тему этого числа пронизаны мифология и история древнего Лация. Есть основания полагать, что вся структура организации латинского мира одновременно десятична и троична. Она сопоставима, в частности, с системой римских курий, которая тоже основана на числах 3 и 10: древнейшее население Рима делилось на 3 трибы (Рамны, Тиции и Луцеры), а каждая из этих триб — на 10 курий. Римская конница изначально насчитывала 300 всадников. В период Ранней Республики первоочередное голосование в центуриатных комициях осуществляли 18 центурий всадников первого класса, и это число представляло собой сумму 10 и 3х3»23B. Liou-Gille, “Naissance de la ligue latine. Mythe et culte de fondation”. // Revue belge de philologie et d’histoire 74—1, 1996, 83..

Прочие лары

Вотивный жертвенник из Бракары в провинции Ближняя Испания (совр. Брага, Португалия). Надпись: «Laribus / Vialibus / Mater/nus / Rufi / l(ibens) · a(nimo) · p(osuit)» — «Матерн Руф от всего сердца поставил [этот жертвенник] дорожным ларам»

* Дорожные лары (Lares Viales): защитники дорог и путешественников.

* Лары пермарины (Lares Permarini), т.е. «сопровождающие в морских путешествиях»: защитники мореплавателей. Им был посвящен храм в Риме на Марсовом поле.

* Воинственный лар (Lar Militaris), которого Марциан Капелла упоминает как представителя двух различных божественных групп:

Все небо, как говорят, разделено на шестнадцать регионов <…> Во втором находятся, помимо дома Юпитера (который возвышается и там, ибо он имеет свои владения повсюду), Марс Квирин, Воинственный Лар; имеет там жилище и Юнона, а также Фонт [«Источник»], Лимфы [«Влаги»] и девять божественных Молний. <…> Из четвертого региона прибыли Лесная Линса, Мульцибер [«Плавильщик», эпитет Вулкана], Лар Небесный, а также Лар Воинственный и Фавор [«Благоволение»]24«Бракосочетание Филологии и Меркурия», I.45—48, пер. Ю. Шахова..

Р. Палмер интерпретирует как изображение «Воинственного лара» фигуру на одном из рельефов, хранящихся в Музее Ватикана: «…некий Лар в тунике и плаще восседает на лошади, в седле из леопардовой шкуры»25Robert E.A. Palmer, Roman Religion and Roman Empire: Five Essays. The University of Pennsylvania Press, 2017 (rpt., 1st ed. 1974), 116..

* Небесный Лар, известный только по вышеприведенному отрывку из Марциала.

* Сельские лары (Lares Rurales) тождественны «хранителям полей» (custodes agri). В элегии Тибулла описывается жертвоприношение этим ларам:

Лары, и вам, сторожам усадьбы когда-то богатой,
Но захудалой теперь, я приготовил дары.
Кровью телки в те дни очищалось великое стадо,
Нынче одна лишь овца — дар за ничтожный надел.
Вот вам овца; вкруг нее деревенские кличут ребята:
«Дайте нам жатву, ио! доброго дайте вина!»26I.1.19—24, пер. Л. Остроумова.

* Отеческие лары (Lares Patrii): лары «отцов»; возможно, эквивалентны «отеческим богам» (dii patrii), т.е. обожествленным предкам, которым воздавали почести на празднике Паренталий.

Мать ларов

В жреческих записях арвальских братьев и некоторых других источниках периода Поздней Республики и Ранней Империи упоминается некая Мать ларов (Mater Larum). Ее детей призывают в начале «Песни арвальских братьев» (Carmen Arvale): enos Lases iuvate («Помогите нам, Лары»). Варрон (116—27 до н.э.) считает ее сабинским божеством и называет именем «Мания» (Mania); у более поздних римских авторов под этим именем фигурирует чудовище наподобие буки, которой пугали детей.  

Макробий (расцвет 395—430) упоминает изображения Мании, матери ларов, которые подвешивали на дверях дома, и утверждает, что этот обычай ввели на смену другому, по которому этой богине приносили в жертву детей:

…в Компиталиях <…> на перекрестках по [всему] городу проводились игры, восстановленные, надо думать, Тарквинием Гордым для ларов и Мании согласно ответу [оракула] Аполлона, которым было предписано, чтобы за головы [ее] умилостивляли головами. И довольно долго соблюдали то, что за спасение близких закалывали детей для богини Мании, матери ларов.

После свержения Тарквиния консул Юний Брут постановил, что этот род жертвоприношений надлежит отправлять по-другому. Он приказал умилостивлять [ее] головками чеснока и мака, чтобы [это] в известной степени совершалось согласно изречению Аполлона, упоминавшему о головах, устранив, стало быть, злодейство приносящего несчастье жертвоприношения. И было решено, чтобы опасность, если бы та грозила семьям, устраняли изображения Мании, подвешенные перед дверьми [у] каждого в отдельности [дома], и сами игры назвали «Компиталии» от перекрестков (compitorum) дорог, на которых они проводились27Макробий, «Сатурналии», I.7.34—35, пер. Т. Звиревича..

По мнению большинства современных исследователей, Мать ларов — типично хтоническое божество, темная или ужасная ипостась богини Теллус (земли-матери).

Овидий28«Фасты», II.599—616. приводит миф, согласно которому Матерью ларов стала нимфа Лара, наказанная за чрезмерную болтливость. Она разгласила тайну любовных похождений Юпитера, за что была лишена языка и была сослана в обитель мертвых (ad Manes, «к манам»), чтобы стать там нимфой подземных болот. Меркурий, провожая ее в место изгнания, овладел ею против воли, и у нее родилось двое сыновей-близнецов. Сама она превратилась в Тациту или Муту, «безмолвную» или «немую» богиню (Dea Tacita, Dea Muta), а ее сыновья стали ларами — хранителями перекрестков.

Поэтический миф Овидия, по всей видимости, опирается на пережитки древних обрядов в честь Матери ларов. Один из таких пережитков сохранился как магический ритуал, связанный с праздником Фералий, посвященным манам (благим духам мертвых):

Тут среди жен молодых многолетняя сидя старуха,
Таците служит немой, но не немая сама.
Ладан кладет под порог, тремя его пальцами взявши,
Там, где мышонок прогрыз ход потаенный себе;
Темный вяжет свинец тройною заклятою ниткой
И у себя во рту вертит семь черных бобов;
Жарит потом на огне зашитую голову рыбки,
Что залепила смолой, медной иглой проколов;
Льет вино, нашептав, а остаток его выпивают
Или сама, иль ее спутницы, больше сама.
«Мы оплели языки и рты враждебные крепко!» —
Старица так говорит пьяная, вон выходя29Там же, II.571—582, пер. Ф. Петровского..

Черные бобы использовались также в основном обряде Лемуралий — праздника, посвященного умиротворению лемуров (беспокойных духов мертвых, приносящих несчастья и смерть). В полночь глава семьи совершал омовение ключевой водой, клал в рот черные бобы, а затем бросал их за спину, не оглядываясь, — как подношение лемурам. Таким образом, Немая богиня и ее сыновья-лары ассоциировались как с благими, так и со вредоносными душами умерших.

Заключение

Лар из "группы Мури" - шести бронзовых галло-римских статуэток эпохи Империи, найденных в Мури-бай-Берн (Швейцария) в 1832 г.
Лар из «группы Мури» — шести бронзовых галло-римских статуэток эпохи Империи, найденных в Мури-бай-Берн (Швейцария) в 1832 г.

Многие обычаи и пережитки древних мифологических представлений свидетельствуют о том, что лары были тесно связаны с подземным миром, производительными силами земли, животных и человека, с домашним очагом и пропитанием, а также с мотивами божественного или полубожественного происхождения избранных смертных. Мнение Моммзена, согласно которому лары изначально были божествами полей, не противоречит представлению о них как о духах предков и божественных защитниках, поскольку в сельской местности выживание семьи зависело от урожайности полей и производительности домашнего скота. По меньшей мере с начала II до н.э. лары почитались как защитники дома и хранители семейных тайн (свидетельство тому — роль семейного лара в комедии Плавта «Золотой горшок»).

Цицерон в «Речи о своем доме» (108—109) рассматривает наличие у человека домашних ларов как подтверждение его морального права на владение домом и как гарантию святости и неприкосновенности жилища. В толковом словаре Помпея Феста лары определяются как «подземные богов» (di inferi), а в труде Веррия Флакка «О значении слов» (сохранившемся в цитатах у Феста) отождествляются с родовыми гениями. Апулей считал их благими духами предков, обитающими как в подземном мире, так и в определенных местах мира земного. Этих духов он отличал как от вечного божественного гения (личного защитника и вдохновителя, обитающего в живом человеке), так и от вредоносных духов мертвых (поскольку те лишены жилищ и скитаются без приюта, тогда как лар «заботится о своих потомках и владеет домом как мирное и безобидное божество»)30Апулей, «О божестве Сократа», 14, пер. А. Кузнецова..

Христианский апологет Арнобий (IV в.), ссылаясь, среди прочих, на Варрона (116—27 до н.э.), утверждает, что ларов представляли как духов мертвых, обитающих в подземном мире (т.е. родовых манов), и, в то же время, как «богов воздуха и героев». Арнобий — единственный из всех античных авторов, у кого лары отождествляются с ларвами, под которыми он понимает не злых беспокойных духов, а «как бы некоторого рода гени[ев] и души умерших»31Арнобий, «Против язычников», III.41..

Чрезвычайная популярность ларов в Древнем Риме, по-видимому, накладывала существенные ограничения на участие христиан в общественной жизни. В III веке н.э. Тертуллиан рассматривал неизбежное присутствие ларов в языческих домах как вескую причину для запрета браков между язычниками и христианками: «Служительница Господня должна жить посреди богов ларов, присутствовать при праздниках и торжествах идолов, глотать дым ароматов в начале года и в первый день каждого месяца»32«Послание к жене», 6, пер. Е. Карнеева.. Кроме того, культ ларов оказался необыкновенно стойким: уже в начале V века н.э., после того официального запрета нехристианских культов, языческий поэт Рутилий Намациан писал о жителях квартала, пораженного нашествием крыс, что те были вынуждены «покинуть своих ларов»33«О возвращении на родину», I.289—290..

Источники

  • Beard, M., North, J., Price, S., Religions of Rome, vols. 1—2, reprint. Cambridge University Press, 1998.
  • Clarke, John R., The Houses of Roman Italy, 100 BC — AD 250. Ritual, Space and Decoration. University Presses of California, Columbia and Princeton, 1992.
  • Giacobello, Federico, Larari pompeiani. Iconografia e culto dei Lari in ambito domestico. LED Edizioni Universitarie, Milano, 2008.
  • Hunter, Richard, On Coming After. Studies in Post-Classical Greek Literature and its Reception. Berlin, New York, Walter de Gruyter, 2008, 612—626.
  • Lott, John. B., The Neighborhoods of Augustan Rome. Cambridge, Cambridge University Press, 2004.
  • Orr, D. G., “Roman domestic religion: the evidence of the household shrines”. // Aufstieg und Niedergang der römischen Welt, II, 16, 2, Berlin, 1978, 1557—1591.
  • Rüpke, Jörg (ed.), A Companion to Roman Religion. Wiley-Blackwell, 2007.
  • Ryberg, Inez Scott, “Rites of the State Religion in Roman Art”. // Memoirs of the American Academy in Rome, Vol. 22. University of Michigan Press for the American Academy in Rome, 1955, 10—13.
  • Taylor, Lilly Ross, “The Mother of the Lares”. // American Journal of Archaeology, Vol. 29, 3 (July — Sept. 1925), 299—313.
  • Waites, Margaret C., “The Nature of the Lares and Their Representation in Roman Art”. // American Journal of Archaeology, Vol. 24, No. 3 (July — Sept., 1920), 241—261.
  • Weinstock, Stefan, “Two Archaic Inscriptions from Latium”. // Journal of Roman Studies, 50, (1960), 112—118.
  • Wiseman, T. P., Remus: a Roman myth. Cambridge University Press, 1995.

Статья «Лары» из английской Википедии (c дополнениями)
Перевод, дополнения: Анна Блейз (с)

Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

  • 1
    Ryberg, 10—13: жертвоприношение божествам, схожим с ларами, или обожествленным предкам (di manes) изображено на одной из фресок Гробницы Леопардов (этрусская Тарквиния); это один из обрядов подготовки к погребальным играм. Сохранилась также чернофигурная этрусская ваза и несколько этрусских рельефов, на которых представлены те же формы алтарей и иконографические детали, что и на римских памятниках, изображающих культ ларов, — в частности, подношение венка, заклание жертвенной свиньи и образы змей, символизирующих плодовитость или производительную силу.
  • 2
    «Lār или Lars , Lartis, m., преномен [личное имя] этрусского происхождения (в этрусском — префикс к имени первенца; младший сын назывался Aruns. Имя Лар, Ларс или Ларт в этрусском языке было почетным обращением = англ. lord [«господин»]: Lars Tolumnius, rex Veientium [Ларс Толумний, царь города Вейи]» (Lewis, Charlton & al. A Latin Dictionary, founded on Andrews’s edition of Freund’s Latin Dictionary, revised, enlarged, and in great part rewritten. “Lar”. Clarendon Press (Oxford), 1879); «На тосканском наречии слово Ларт, или Ларс, означало “господин” <…> Греки переводили это слово как “герой”…» (Keightley, Thomas. The Mythology of Ancient Greece and Italy. London: Whittaker & Co., 1838, 543.
  • 3
    Weinstock, 114—118.
  • 4
    Плутарх, «Римские вопросы» 51, пер. Н. Брагинской
  • 5
    Согласно Титу Ливию («История», VIII.9), в 340 году до н.э., во время Второй Латинской войны, консулу Публию Децию Мусу приснился вещий сон о том, что в предстоящем сражении победит та сторона, чей военачальник погибнет на поле битвы. Когда латины начали теснить римлян, Деций обрек себя на смерть ради победы, произнеся жертвенную речь (devotio): «Янус, Юпитер, Марс‑отец, Квирин, Беллона, Лары, божества пришлые и боги здешние, боги, в чьих руках мы и враги наши, и боги преисподней, вас заклинаю, призываю, прошу и умоляю: даруйте римскому народу квиритов одоление и победу, а врагов римского народа квиритов поразите ужасом, страхом и смертью. Как слова эти я произнес, так во имя государства римского народа квиритов, во имя воинства, легионов, соратников римского народа квиритов я обрекаю в жертву богам преисподней и Земле вражеские рати, помощников их и себя вместе с ними» (здесь и далее пер. В. Смирина). После этого Деций устремился в гущу врагов, сея ужас среди латинов («ибо облик его сделался как бы величественней, чем у обыкновенного смертного», — поясняет Ливий), и перед смертью успел обратить многих в бегство, открыв для римлян широкий прорыв. — Примеч. перев.
  • 6
    Orr, 1567: «Домашним ларам подносили полбу, виноград, гирлянды из колосьев, медовые лепешки и соты. Кроме того, ларам посвящали первые плоды, вино и кровавые жертвы. Тибулл упоминает венки из весенних цветов, украшавшие головы его деревянных ларов».
  • 7
    Rüpke (ed.), 198—200.
  • 8
    Тацит, «Анналы», XII.24.
  • 9
    По одной из версий легенды, Лар явился будущей матери Сервия в образе фаллоса, поднявшегося из очага или из-под земли.
  • 10
    «Земледелие», 5.3, пер. М. Сергеенко.
  • 11
    «Римские древности», IV.14.2—4, пер. Н. Майоровой.
  • 12
    Цицерон, «Об обязанностях», III.80; Сенека, «О гневе», III.18.1.
  • 13
    Beard et al, 185—186.
  • 14
    Beard et al, 355.
  • 15
    Beard et al, 357.
  • 16
    Taylor, 303
  • 17
    I.56.3—II.57.1, пер. И.Л. Маяк.
  • 18
    III.388—393, пер. С. Ошерова.
  • 19
    VIII.43—48, пер. С. Ошерова.
  • 20
    VIII.81—85, пер. С. Ошерова.
  • 21
    «Сельское хозяйство», II.4.18.
  • 22
    Ликофрон, «Александра», 1253—1260, пер. Боригоны — аборигены, древнее население Лация. Здесь, как и у Дионисия Галикарнасского, использована версия легенды, по которой супоросая свинья была привезена в Италию Энеем и изначально предназначалась в жертву Юноне, но затем сбежала, а лишь затем, когда Эней отыскал ее, принесла поросят. — Примеч. перев.
  • 23
    B. Liou-Gille, “Naissance de la ligue latine. Mythe et culte de fondation”. // Revue belge de philologie et d’histoire 74—1, 1996, 83.
  • 24
    «Бракосочетание Филологии и Меркурия», I.45—48, пер. Ю. Шахова.
  • 25
    Robert E.A. Palmer, Roman Religion and Roman Empire: Five Essays. The University of Pennsylvania Press, 2017 (rpt., 1st ed. 1974), 116.
  • 26
    I.1.19—24, пер. Л. Остроумова
  • 27
    Макробий, «Сатурналии», I.7.34—35, пер. Т. Звиревича.
  • 28
    «Фасты», II.599—616.
  • 29
    Там же, II.571—582, пер. Ф. Петровского.
  • 30
    Апулей, «О божестве Сократа», 14, пер. А. Кузнецова.
  • 31
    Арнобий, «Против язычников», III.41.
  • 32
    «Послание к жене», 6, пер. Е. Карнеева.
  • 33
    «О возвращении на родину», I.289—290.