PGM VII. 628-642 [Обряд инвокации Имхотепа (‘истинного Асклепия’)]

Источник: Греческие магические папирусы, VII. 628-642
Перевод: Анна Блейз (с)

Статуэтка Имхотепа, Древний Египет, 600-500 до н.э.
Статуэтка Имхотепа, Древний Египет, 600-500 до н.э.

[Обряд инвокации Имхотепа («истинного Асклепия»)]. Возьми полевую ящерицу[1], опусти ее в лилейное [масло и держи], пока она не обожествится[2]. Затем выбей [630] на железном кольце от ножных оков образ мемфисского Асклепия[3], и положи то кольцо в лилейное масло, [в котором была утоплена ящерица]. Когда же захочешь использовать это кольцо, возьми и покажи его Медведице[4], прочитав семь раз такое заклинание: «Менофри[5], восседающий на херувимах, ниспошли мне [635] истинного Асклепия, а не какого-то лживого демона вместо бога». Затем возьми курильницу туда, где собираешься спать, и сожги в ней три зерна ладана, и, пронося кольцо через дым от ладана, прочитай семь раз такое [заклинание]: «Хауапс, оаэиапс, [640] оаис Люсифта, владыка Асклепий, появись!» И надень кольцо на указательный палец правой руки.


〈Λαβὼν καλαβώτην〉 ἀπ᾽ [ἀ]γροῦ ἔασον αὐτὸν εἰς κρίνινον, ἕως ἂν ἀποθεωθῇ. ἔπειτα γλύψον [630] τὸν ἐν Μέμφει Ἀσκληπιὸν ἐπὶ δακτυλίου σιδηροῦ ἀπὸ ἀναγκοπέδης καὶ βάλε εἰς κρίνινον ἔλαιον, καὶ ὅτε χρῄζῃ, λαβὼν τὸν δακτύλιον δεῖξον τῇ Ἄρκτῳ λέγων τὸν λόγον ζʹ. ‘Μενωφρι, ὁ ἐπὶ τὰ Χερο[υ]βὶν καθήμενος· πέμψον μοι [635] τὸν ἀληθινὸν Ἀσκληπιὸν δίχα τινὸς ἀντιθέου πλανοδαίμονος.’ εἶτα ἔνεγκ[ο]ν τὸ θυμιατήρ〈ι〉ον, ὅπου μέλλεις κοιμᾶσθαι, κ[αὶ] θῦσον λιβάνου κόκκους γʹ καὶ περιένεγκον τὸν δακ[τ]ύλιον ἐπὶ τῆς ἀτμίδος τοῦ λιβάνου λέγων ζʹ τὸν [λόγον]· ‘χαυαψ: [640] ωαειαψ: ωαις Λυσίφθα: κύριε Ἀσκληπιέ, φάνηθι.’ καὶ φόρε〈ι〉 τὸν δακτύλιον εἰς τὴν δεξιὰν χεῖρα ἐν τῷ λιχανῷ.


[1] καλαβώτην = ἀσκαλαβώτην. ἀσκαλαβώτης: «аскалобот, пятнистая ящерица, предполож. Lacerta mauretanica или gekko» (Дворецкий). То и другое — варианты названия стенного геккона (Tarentola mauritanica), вида ящериц из семейства Phyllodactylidae. — Примеч. перев.

[2] Об обожествлении посредством утопления см. PGM I.5; III.1, текст и комментарии; LXI.39—71, а также статью  статью А. Чика «Мотив апофеоза в греческих папирусах».

[3] «Мемфисский Асклепий» — египетский бог Имхотеп, посмертно обожествленный советник фараона Джосера, архитектор и верховный жрец бога Ра, живший в конце XXVII века до н.э. Имхотепа стали почитать как сына мемфисского бога Птаха, как покровителя медицины, письменности и искусств, а в поздний период он был отождествлен с богом мудрости Тотом. Далее в этом тексте «мемфисский Асклепий» определяется как «истинный» и противопоставляется греческому богу врачевания. Ср. у Манефона: «…Имутес [= Имхотеп] <…> благодаря своему врачебному искусству снискал среди египтян славу Асклепия…» («История Египта», фр. 11).

[4] Т.е. созвездию Большой или Малой Медведицы (ἄρκτος), звезды которых указывали направление на Северный полюс мира.

[5] Т.е., «Мемфис» или, возможно, «обитатель Мемфиса».

Греческие магические папирусы, VII. 628-642
Перевод: Анна Блейз (с)

Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.