Аполлон

«Аполлон». Статья из «Словаря греческих и римских биографий и мифологии», 1849
Автор: Уильям Смит (с)
Перевод: Анна Блейз (с)

Апол­лон Бель­ведер­ский, рим­ская мра­мор­ная копия (ок. 130—140 гг.) гре­че­ско­го брон­зо­во­го ори­ги­на­ла (ок. 330—320 гг. до н. э.)
Апол­лон Бель­ведер­ский, рим­ская мра­мор­ная копия (ок. 130—140 гг.) грече­ско­го брон­зо­во­го ори­ги­на­ла (ок. 330—320 гг. до н. э.)

Аполлон, один из великих греческих богов, был, согласно Гомеру («Илиада», I.21, 361«…Чествуя Зевсова сына, далеко разящего Феба [Аполлона]»; «…Фебу царю, лепокудрыя Леты могущему сыну» (пер. Н. Гнедича). — Здесь и далее примечания переводчика.), сыном Зевса и Лето. Гесиод («Теогония», 918—9192«С Зевсом эгидодержавным в любви и Лето сочеталась. / Феба она родила с Артемидою стрелолюбивой» (пер. В. Вересаева).) подтверждает это и добавляет, что сестрой Аполлона была Артемида. О месте рождения этого бога не сообщает ни один из двух поэтов, если только эпитет «Ликеген» (Λυκηγενής, «Илиада», IV.101)3В пер. Н. Гнедича — «ликийский»; Вейсман: «родившийся от света, светородный, эпитет Аполлона; по объяснению древних: родившийся в Ликии»; Дворецкий: «светорождённый, по друг. — рождённый в Ликии (эпитет Аполлона)». не означает «рожденный в Ликии», — но по мнению многих, его следует переводить как «родившийся в свете (или от света)». За право считаться родиной Аполлона соперничали несколько городов и местностей, как явствует из различных преданий, пересказываемых поздними авторами. Так, эфесцы утверждали, что Аполлон и Артемида родились в роще Ортигия близ Эфеса (Тацит, «Анналы», III.61)4«Первыми прибыли в Рим эфессцы, говорившие о том, что, вопреки распространенному мнению, Диана [Артемида] и Аполлон не родились на Делосе; близ их города есть река Кенхрей и роща Ортигия, где Латона [Лето], прислонившись к существующей и поныне оливе, разрешилась от бремени этими божествами; по указанию богов, эта роща почитается священною, и в ней, истребив киклопов, спасался от гнева Юпитера сам Аполлон» (пер. А. Бобовича)., а обитатели Тегиры в Беотии и Зостера в Аттике приписывали эту же честь своим родным краям (Стефан Византийский, «Этника», под словом Τεγύρα)5«Тегира — город в Беотии, где, как говорят, родился Аполлон. Сем Делосский утверждает, что одни относят рождение Аполлона в Ликию, другие — на Делос, третьи — к Зостеру в Аттике, четвертые — к Тегире в Беотии. На этом основании Аполлон называется Тегирским» (пер. А. Лосева).. В некоторых из подобных местных преданий Аполлон упоминается сам по себе, а в некоторых — вместе со своей сестрой Артемидой. В вопросе о родителях Аполлона различные предания тоже расходятся (Цицерон, «О природе богов», III.23)6«Из Аполлонов древнейший тот, который <…> родился от Вулкана [Гефеста] и считается хранителем Афин. Другой, сын Корибанта, родился на Крите и, как говорят, за этот остров вступил в спор с самим Юпитером [Зевсом]. Третий — сын Юпитера третьего и Латоны [Лето], он, по преданию, от гипербореев пришел в Дельфы. Четвертый — в Аркадии, аркадяне его называют Номионом (Νόμιον), так как думают, что от него они получили свои законы» (пер. М. Рижского)., а египтяне и вовсе объявили его сыном Диониса и Исиды (Геродот, II.156)7«…замечателен и [египетский] остров под названием Хеммис. Лежит остров на большом и глубоком озере рядом со святилищем в Буто. Египтяне же утверждают, будто это плавучий остров. <…> На нем стоит большой храм Аполлона и воздвигнуты три алтаря и, кроме того, растет много пальм и других плодоносных и неплодоносных деревьев. Египтяне передают вот какое сказание о плавучем острове, который раньше не был плавучим. Когда Латона [Лето], принадлежавшая к сонму восьми древних богов, жила в Буто, где ныне находится ее прорицалище, Исида передала ей на попечение Аполлона. Латона сохранила Аполлона и спасла на так называемом ныне плавучем острове, когда всюду рыскавший Тифон пришел, чтобы захватить сына Осириса. По словам египтян, Аполлон и Артемида — дети Диониса и Исиды. Латона же была их кормилицей и спасительницей» (пер. Г. Стратановского)..

Однако, по самому распространенному мнению, Аполлон, сын Зевса и Лето, родился на острове Делос, где появилась на свет и Артемида, а обстоятельства его рождения изложены в Гомеровом гимне к Аполлону и гимне Каллимаха к острову Делосу (ср.: Аполлодор, I.4.18«Из дочерей Кея Астерия, приняв образ перепелки, кинулась в море, чтобы избежать преследований Зевса, хотевшего с ней сойтись (ее именем вначале был назван город Астерия, который позднее стал именоваться Делос). Богиню же Лето, сошедшуюся с Зевсом, Гера преследовала по всей земле, пока та, придя на остров Делос, не родила вначале Артемиду, а с помощью Артемиды она затем родила Аполлона» (пер. В. Боруховича).; Гигин, «Мифы», 1409«Пифон, сын Земли, огромный дракон. Он до Аполлона давал прорицания на горе Парнас. Ему была суждена гибель от потомства Латоны. В это время Юпитер возлег с Латоной, дочерью Полоса, Когда Юнона [Гера] узнала это, она сделала, чтобы Латона рожала там, куда не доходит солнце. Когда Пифон узнал, что Латона беременна от Юпитера, он стал преследовать ее, чтоб убить. А Латону по велению Юпитера ветер Аквилон [Борей] поднял и принес к Нептуну [Посейдону]. Тот охранял ее и, чтобы не нарушить установленного Юноной, перенес на остров Ортигию и закрыл этот остров волнами. Поэтому Пифон не нашел се и вернулся на Парнас. А Нептун вернул остров Ортигию наверх и потом он стал называться Делосом. На нем Латона, держась за оливу, родила Аполлона и Диану, которым Вулкан [Гефест] принес в подарок стрелы. На четвертый день после того как они родились, Аполлон отомстил за мать: он пришел на Парнас, убил стрелами Пифона (отчего стал называться Пифийским), положил его кости в треножник, который поставил в своем храме, и установил в его честь погребальные игры, которые называются пифийскими» (пер. Д. Торшилова).). Гера из ревности преследовала Лето, вынуждая ее бежать из одной земли в другую, с острова на остров, чтобы та не нашла места, где можно остановиться и родить. Наконец, она достигла острова Делос, где получила пристанище, и через девять дней родовых мук разрешилась от бремени Аполлоном. Рожая, она держалась за ствол пальмы или оливы, росшей у подножия горы Кинф. Лето помогали все богини, кроме Геры и Илифии, но последняя тоже поспешила ей на помощь, как только узнала, что происходит. Остров Делос, который до того был неустойчивым — то ли плавучим, то ли скрывавшимся под водой, — обрел неподвижность и прикрепился к корням земли (ср.: Вергилий, «Энеида», III.73—7710«Остров средь моря лежит, почитаемый всюду священным, / Мать Нереид и Эгейский Нептун его возлюбили. / Долго блуждал он вдоль берегов, пока Стреловержец [Аполлон] / Прочно его не связал с Миконом, с Гиаром высоким, / Не дал ветры презреть и средь волн пребывать неподвижным» (пер. С. Шервинского).). Днем рождения Аполлона считался седьмой день месяца, отчего его самого называли Гебдомагеном (ἑβδομαγενής, «рожденный в седьмой день») (Плутарх, «Застольные беседы», VIII.2)11«…седьмой день Фаргелиона <…> день, к которому вы, жрецы и вещатели Аполлона, относите и рождение самого бога, называя его Гебдомагеном» (пер. Я. Боровского). Фаргелион — 11-й месяц аттического года, соответствовавший второй половине мая — первой половине июня.. Число семь было священным числом этого бога: седьмого числа каждого месяца ему приносили жертвы как Гебдомагету (ἑβδομαγέτης, «вождю седьмого дня»; Эсхил, «Семеро против Фив», 799—80212«Судьба дала нам счастье у шести ворот, / Зато седьмые бог седмижды славимый, / Феб в гневе посетил, чтобы исполнились / В роду Эдипа Лаия заклятия» (пер. А. Пиотровского).; ср. Каллимах, «Гимн к острову Делосу», 250—25413«Лебеди, кинув Пактол Меонийский, семь сотворили / Плавных кругов над Делосской землей, и славили звонко / Дивные роды они той песнью, что всех сладкогласней. / Вот потому и к лире своей приладил рожденный / Столько же струн, сколько раз при рожденье лебеди спели» (пер. С. Аверинцева).), и праздники в его честь также обычно выпадали на седьмое число. Фемида поднесла новорожденному Аполлону амброзию и нектар, и едва вкусив эту пищу богов, младенец встал на ноги, потребовал лиру и лук и заявил, что отныне будет возвещать людям волю Зевса. Делос возликовал и покрылся золотыми цветами (ср.: Феогнид, 5-10; Еврипид, «Гекуба», 456—46114«…Там, где с лавра зеленой тьмой / Пальмы перворожденной сень / Облегчили Латону в час / Зевсом сужденных мук…» (пер. И. Анненского).).

Будучи одним из великих богов-олимпийцев, Аполлон, тем менее, зависит от Зевса, который представляется источником сил и способностей своего сына. Способности, приписываемые Аполлону, разнообразны, но все же связаны между собой: как явствует из следующей классификации, все их можно истолковать как различные проявления одной и той же силы.

Аполлон

1) бог, карающий и губящий нечестивых и заносчивых — как Аполлон Улий (οὔλιος, «губительный»). В этом качестве он описывается как владелец лука и стрел, дарованных Гефестом (Гомер, «Илиада», I.43—5315«…внял Аполлон сребролукий: / Быстро с Олимпа вершин устремился, пышущий гневом, /Лук за плечами неся и колчан, отовсюду закрытый; / Громко крылатые стрелы, биясь за плечами, звучали / В шествии гневного бога: он шествовал, ночи подобный. / Сев наконец пред судами, пернатую быструю мечет; / Звон поразительный издал серебряный лук стреловержца. / В самом начале на месков напал он и псов празднобродных; / После постиг и народ, смертоносными прыща стрелами; / Частые трупов костры непрестанно пылали по стану. / Девять дней на воинство божие стрелы летали…» (пер. Н. Гнедича)., XXIV.605—60616«Юношей [сыновей Ниобы] Феб поразил из блестящего лука стрелами, / Мстящий Ниобе, а дев — Артемида, гордая луком» (пер. Н. Гнедича).; «Одиссея», XI.318—32017«…сын громовержца, Латоной рожденный, / Прежде, чем младости пух отенил их ланиты и первый / Волос пробился на их подбородке, сразил их обоих» (пер. В. Жуковского; о каре, постигшей великанов Алоадов, которые задумали свергнуть богов)., XV.410—41118«Лук свой серебряный взяв, Аполлон с Артемидой нисходят / Тайно, чтоб тихой стрелой безболезненно смерть посылать им» (пер. В. Жуковского).; ср.: Пиндар, «Пифийские песни», III.9—1819«Дочь конеборного Флегия, / Как под золотыми стрелами Артемиды / Сошла она, правимая Фебом, / Из опочивальни — в незрячий дом: / Не бессилен гнев Зевсова племени! / Пренебрегши богом, скривясь умом, не сказавшись отцу, / Иной она выбрала брак, — / А была уже смешана с неостриженным Аполлоном, / А несла уже в лоне чистый его посев» (пер. М. Гаспарова; о гибели Корониды, неверной возлюбленной Аполлона и матери Асклепия).). Различные эпитеты, которые даются ему в Гомеровых поэмах, — такие как Гекат (ἕκατος, «Далекоразящий»), Гекаэрг (ἑκάεργος, «Далеко действующий»), Гекебол или Гекатебол (ἑκηβόλος, ἑκατηβόλος, «Далеко мечущий»), Клитотокс (κλυτότοξος, «Славный своим луком») и Аргиротокс (ἀργυρότοξος, «Сребролукий»), — характеризуют его как бога, чьи стрелы поражают цель издалека и не ведают промаха. Про всякую внезапную смерть, воспринималась ли она как наказание или как награда, говорили, что умерший сражен стрелой Аполлона, и этими же стрелами он наслал мор на лагерь греков под Троей. Будучи всего четырех дней от роду, Аполлон, по словам Гигина, пришел на гору Парнас и убил там дракона Пифона, который преследовал Лето, пока она не нашла убежище на Делосе. Кроме того, Аполлон помогал Зевсу в битве с гигантами (Аполлодор, I.6.220«Из остальных гигантов Аполлон поразил стрелой Эфиальта в левый глаз…» (пер. В. Боруховича).). Поскольку он считался губителем нечестивых, среди древних возникло мнение, что само свое имя он получил из-за этого: полагали, что оно связано со словом ἀπόλλυμι, «уничтожать, губить» (Эсхил, «Агамемнон», 1081—108221ἀγυιᾶτ᾽, ἀπόλλων ἐμός. / ἀπώλεσας γὰρ οὐ μόλις τὸ δεύτερον. — «Путей страж, разящий / Сразивший меня на смерть, мой бог» (пер. В. Иванова).). Но некоторые современные авторы, напротив, считают первоначальной или главной чертой его характера защиту от зла и утверждают, что имя Ἀπόλλων, т.е. Ἀπέλλων (от корня πελλό), обозначает бога, отвращающего зло, и синонимично таким именам и эпитетам Аполлона, как Алексикак (ἀλεξίκακος, «Защищающий от несчастья»), Акесий (ἀκήσιος, «Целительный»), Акестор (ἀκέστωρ, «Врач»), Сотер (σωτήρ, «Спаситель») и т.п.;

2) бог, подающий помощь и спасающий от бед. Обладая властью насылать болезни и мор, он же способен избавлять смертных от этих несчастий, если умилостивить его должны образом, или, по крайней мере, посылать оракулы, намекающие на то, как можно спастись от подобного бедствия. Эту его способность описывают различные имена и эпитеты, особенно часто встречающиеся у поздних авторов, — такие как Акесий, Акестор, Алексикак, Сотер, Апотропей (ἀποτρόπαιος, «Отвращающий беду»), Эпакурий (ἐπακουριός, «Подающий помощь»), Иатромантий (ἰατρόμαντις, «Божественный врачеватель») и тому подобные (Павсаний, I.3.322«А из двух изваяний Аполлона, стоящих перед храмом, одно сделал Леохар, а другое, носящее название “Отвращающий зло” (Ἀλεξίκακος) — Каламид. Говорят, что такое название присвоено богу за то, что благодаря прорицанию из Дельф он прекратил подобную чуме болезнь, губившую у афинян город во время Пелопоннесской войны» (пер. С. Кондратьева)., VI.24.523«Из достопримечательностей у элейцев, находящихся на площади под открытым небом, (надо упомянуть) о храме и статуе Аполлона Акесия (Целителя); это название обозначает то же самое, как и эпитет Аполлона Алексикакия (Отвращающего зло), как его называют афиняне» (пер. С. Кондратьева)., VIII.41.524«Котилий отстоит от города приблизительно на 30 стадиев; на нем есть местечко Бассы и храм Аполлона Эпикурия (Помощника). <…>  А название дано Аполлону как избавителю от чумной заразы, подобно тому как и у афинян Аполлон получил название Алексикакос (Отвращающий зло), так как и у них он отвратил ту же болезнь» (пер. С. Кондратьева).; Плутарх, «О “E” в Дельфах», 21, «Об упадке оракулов», 725В этих источниках Плутарх ссылается на слова Пиндара о том, что Аполлон «осужден быть благодетелем смертных» (фр. 149, пер. М. Гаспарова).; Эсхил, «Эвмениды», 6226ἰατρόμαντις δ᾽ ἐστὶ καὶ τερασκόπος — «вещун-целитель, темных отвратитель чар» (об Аполлоне, пер. В. Иванова).; ср. Мюллер, «История и древности дорической расы», II.6.327«Пиндар заявляет, что из всех богов Аполлон — “самый благосклонный к людям”. <…> в Элиде его называли Целителем (ἀκήσιος, ἀκέστωρ), в Фигалии — Помощником (ἐπακουριός), в Афинах — Защитником (ἀλεξίκακος), а во многих оракулах — Отвратителем Зла (ἀποτρόπαιος). Некоторые из этих прозваний появились, вероятно, лишь после Пелопонесской войны, а мысль о том, что свою карающую силу Аполлон обращает против физических бедствий, впервые звучит у Пиндара и трагиков, но представление о целительной и защитной силе этого божества, несомненно, восходит к глубокой древности. Под всеми этими именами Аполлон не столько наделяет людей благами, сколько предотвращает и отвращает зло; именно в этом качестве его и просили (согласно одному из оракулов) о ниспослании здоровья и благополучия».). По-видимому, именно как бог-помощник он стал считаться отцом Асклепия, бога-врачевателя, и отождествляться (по крайней мере, в поздний период) с Пеоном, которого Гомер называет богом врачебного искусства;

3) бог прорицания. Эту свою способность Аполлон являл во многих оракульных святилищах, прежде всего в Дельфийском. Источник всех его вещих сил — сам Зевс (хотя Аполлодор утверждает, что свой пророческий дар, μαντική, Аполлон получил от Пана), и потому Аполлона называют «пророком Зевса» (Эсхил, «Эвмениды», 19). Тем не менее, он способен наделять даром прорицания других богов и людей и связан узами родства со всеми древними прорицателями (Гомер, «Илиада», I.69—7228«Калхас восстал Фесторид, верховный птицегадатель. /  Мудрый, ведал он все, что минуло, что есть и что будет, / И ахеян суда по морям предводил к Илиону / Даром предвиденья, свыше ему вдохновенным от Феба» (пер. Н. Гнедича).; Гомеров гимн III, «К Гермесу», 471—47229«…Говорят, прорицать ты [Аполлон] умеешь / С голоса Зевса-отца: ведь все прорицанья от Зевса» (пер. В. Вересаева).). О том, как именно Аполлон стал владыкой Дельфийского прорицалища, рассказывают по-разному. Согласно Аполлодору, этот оракул ранее принадлежал Фемиде, а стражем его был дракон Пифон; Аполлон убил чудовище и завладел оракулом. Согласно Гигину, хозяином оракула был сам Пифон, а Павсаний (X.3.5) утверждает, что Дельфийское святилище принадлежало Гее и Посейдону (ср.: Еврипид, «Ифигения в Тавриде», 1247—124930«…И там, где, отливаяся своей спиною пестрой, / Под лавром густолиственным вещания Фемиды / Стерег дракон чудовищный» (пер. И. Анненского).; Афиней, XV.6231«Богиня Лето, придя из эвбейской Халкиды в Дельфы, родила Аполлона и Артемиду близ пещеры известного Пифона» (пер. Н. Голинкевича).; Овидий, «Метаморфозы», I.438—44432«И не хотела [земля], но все ж, о огромный Пифон, породила / Также тебя, и для новых людей ты, змей неизвестный, / Ужасом стал: занимал ведь чуть ли не целую гору! / Бог, напрягающий лук, — он ранее это оружье / Против лишь ланей одних направлял да коз быстроногих, — / Тысячу выпустив стрел и почти что колчан свой исчерпав, / Смерти предал его, и яд из ран заструился» (пер. С. Шервинского).; Аполлоний Родосский, II.705—70733«Как в минувшие дни под хребтом скалистым Парнаса / Чудище он поразил дельфийское меткой стрелою — / Феб, тогда еще отрок нагой, еще гордый кудрями» (пер. Г. Церетели).);

4) бог песнопений и музыки. Уже в «Илиаде» (I.601—60434«Так во весь день до зашествия солнца блаженные боги / Все пировали, сердца услаждая на пиршестве общем / Звуками лиры (φόρμιγγος) прекрасной, бряцавшей в руках Аполлона, / Пением Муз, отвечавших бряцанию сладостным гласом» (пер. Н. Гнедича).) он услаждает бессмертных богов на пиру звуками своей форминги, а рапсоды эпохи Гомера возводили свое искусство либо к Аполлону, либо к музам. Более поздние авторы даже приписывают Аполлону изобретение флейты и лиры (Каллимах, гимн «К острову Делосу», 253—254; [Псевдо-]Плутарх, «О музыке», 1435«…этот бог [Аполлон] был изобретателем и авлетики [игры на флейте], и кифаристики [игры на кифаре]» (пер. Н. Томасов).) — вопреки более распространенному преданию о том, что лиру этот бог получил от Гермеса. У Овидия («Героиды», XVI.180) Аполлон возводит стены Трои игрой на лире — подобно Амфиону, таким же образом воздвигшему стены Фив. О его музыкальных состязаниях см.: Марсий;

5) бог — защитник стад и скота (νόμιος θεός, «пастушеский бог», от νομός или νομή — «пастбище, выгон»). Гомер («Илиада», II.766) говорит, что Аполлон сам воспитал в Пиерии быстроногих коней Эвмела Феретиада, а в Гомеровом гимне к Гермесу (22, 70 и др.) утверждается, что в Пиерии, под опекой Аполлона, пасутся стада богов. По велению Зевса Аполлон пас волов царя Лаомедонта в долинах Иды («Илиада», XXI.448). У Гомера намеков на эту сторону характера Аполлона не так много, но у более поздних авторов она выходит на первый план (Пиндар, «Пифийские песни», IX.63—6436«Поставят его в бессмертии Зевсом и Аполлоном, / В отраду ближним, в охрану стадам…» (пер. М. Гаспарова).; Каллимах, «Гимн к Аполлону», 50 и др.) и достигает наивысшего расцвета в мифе об Аполлоне, пасущем стада Адмета в фессалийских Ферах, на берегах реки Амфриз (Аполлодор, I.9.15, II.10.437«Когда Адмет царствовал в Ферах, у него в услужении находился бог Аполлон»; «Разгневанный этим [т.е. убийством Асклепия, которого Зевс поразил перуном] Аполлон перебил киклопов, выковавших Зевсу перун. За это Зевс намеревался ввергнуть его в Тартар, но, уступая просьбам богини Лето, приказал Аполлону прослужить год у смертного человека. Тогда Аполлон отправился в Феры к Адмету, сыну Ферета, и, находясь у него в услужении, пас стада; и все коровы в стадах Адмета в присутствии бога Аполлона стали приносить двойни» (пер. В. Боруховича).; Еврипид, «Алкеста», 838«Я [Аполлон] перебил киклопов, ковачей / Его перуна грозного; карая, / Быть батраком у смертного отец / Мне положил: и вот, на эту землю / Сойдя, поднесь стада на ней я пас / И дом стерег» (пер. И. Анненского).; Тибулл, II.3.1139«Пас ведь и сам Аполлон-красавец тельцов у Адмета…» (пер. Л. Остроумова).; Вергилий, «Георгики», III.1—240«…славный / Пастырь Амфризский» (обращение к Аполлону, пер. С. Шервинского).);

6) бог — основатель городов и установитель гражданских законов. Он помогал строить стены Трои (как упоминалось выше) и Мегары. Пиндар («Пифийские песни, V.80) называет Аполлона Архегетом (ἀρχαγέτης), то есть «предводителем», возглавившим переселение дорийцев на Пелопоннес; и это представление, как и тот факт, что Аполлон радовался появлению новых городов, по-видимому, тесно связано с тем, что греки никогда не основывали городов и колоний, не посоветовавшись прежде с оракулом Аполлона, — так что во всех подобных случаях он выступал, если можно так выразиться, их духовным «предводителем». К этой стороне характера Аполлона относятся эпитеты Ктист и Ойкист (κτίστης, οἰκιστής — «Основатель»).

Все эти свойства Аполлона неизбежно предстанут в особом свете, если мы примем точку зрения, распространившуюся почти повсеместно среди поздних поэтов, мифографов и философов, — а именно, ту, согласно которой Аполлон тождествен Гелиосу, или Солнцу. У Гомера и на протяжении еще нескольких столетий после него Аполлон и Гелиос четко отличаются друг от друга. Вопрос, который возникает в связи с этим, таков: идет ли речь о возрождении изначального, древнейшего представления о тождестве двух этих божеств или же это плод более поздних умозрений и иноземных, преимущественно египетских, влияний? У каждой из двух этих точек зрения есть свои красноречивые защитники. Первая, которую поддерживают Бутман и Герман, подкреплена вескими аргументами. Во времена Каллимаха некоторые отличали Аполлона от Гелиоса (фр. 48 по нумерации Бентли41«Кто отличает Аполлона от всемогущего Гелиоса…»). Павсаний (VII.23.6) сообщает, что встретил сидонца, который считал этих двух богов тождественными, и добавляет, что это не противоречило верованиям греков42«В этом храме Асклепия со мной вступил в спор некий человек из Сидона, который утверждал, что финикийцы имеют более правильную точку зрения, чем эллины, относительно богов и проявления их силы. (В частности, он указал на финикийское предание, которое гласит), что отцом Асклепия они именуют Аполлона, и говорят, что никакая смертная женщина не была его матерью. “Асклепий, — говорил он, — это воздух, и поэтому он так необходим для здоровья людям и в равной мере всем животным; а Аполлон — это солнце, и его очень правильно называть отцом Асклепия, так как солнце, согласуй движение с временами года, сообщает здоровье и воздуху”. Тут я подхватил его слова и сказал: “Это толкование ничуть не больше финикийское, чем эллинское, так как в городе Сикионской области Титане одна и та же статуя называется Гигиеей (и Асклепием), а затем всякому мальчику ясно, что бег солнца над землею дает человеку здоровье”» (пер. С. Кондратьева). (ср. Страбон, XIV.63543«Милетцы и делосцы называют Аполлона Ulios, как бы богом здоровья и исцеления, ведь глагол ulein означает “быть здоровым”, откуда и слово ule, и приветствие “здравствуй (ule), радуйся”. Ведь Аполлон — бог-целитель, как и Артемида, получил свое имя от того, что делает людей здравыми и невредимыми. Гелиос и Селена тесно соединены с этим понятием, так как они являются причиной здорового смешения воздуха. Впрочем, губительные болезни и внезапную смерть также приписывают этим богам» (пер. Г. Стратановского).; Плутарх, «О “Е” в Дельфах», 444«Кто-то из присутствующих заметил, что подобный вздор болтал недавно чужеземец халдей: “Есть, — утверждал он, — семь букв, произносимых чистым голосом; есть семь созвездий, двигающихся по небу движением чистым и независимым; от начала алфавита буква ‘Е’ из гласных вторая, а солнце — из созвездий второе после луны. А Аполлон, как считают все эллины, тождествен солнцу”» (пер. Н. Клячко)., «Об упадке оракулов», 4245«Древние почитали Аполлона и солнце одним и тем же богом. И те, кто ощущают красоту и мудрость сравнения говорят нам, что как тело связано с душой, зрение с умом, свет с истиной, так и солнце с Аполлоном; ведь они утверждают, что солнце — это отпрыск Аполлона, беспрерывно из него происходящий, ибо тот вечен и его из себя беспрерывно порождает. И как солнце освещает собой и возбуждает силы внешних чувств, так Аполлон возбуждает в душе способность к прорицанию» (пер. Julius).). Далее сторонники первого мнения утверждают, что вышеперечисленные способности и атрибуты Аполлона получают простое объяснение, если и впрямь приравнять его к солнцу; что на солнце указывает прозвание Феб («сияющий» или «блистающий», которое так часто применяется к Аполлону в Гомеровых поэмах; и, наконец, что очевидные признаки отношения к Аполлону как к солнцу видны в преданиях о гипербореях и их поклонении этому божеству (Алкей согласно «Речам» Гимерия, XIV46«Стояло лето, самый разгар лета, когда Аполлон, по словам Алкея, покидал Гиперборею. От того-то пылающего лета и от Аполлона, прибывающего в Дельфы, стихи поэта об этом божестве перенимали толику летней пышности». Подразумеваются строки из стихотворения Алкея «К Аполлону»: «Гостил год целый в гипербореях Феб — / И вспомнил храм свой. Лето горит: пора / Звучать треножникам дельфийским. / Лёт лебединый на полдень клонит» (пер. В. Иванова).; Диодор, II.4747«Из тех, кто писал о древних мифах, Гекатей и некоторые другие говорят, что в регионах за пределами земли кельтов лежит в океане остров, не меньший, чем Сицилия. Этот остров находится на севере и населен гипербореями, именуемыми так потому, что они живут за тем местом, откуда дует северный ветер. Почвы этого острова хороши, и так замечательно плодородны, что дают два урожая в год. Следующий миф рассказывает о том, что Лето родом оттуда, и по этой причине Аполлон почитается среди них выше всех других богов, и все они, так сказать, жрецы этого бога: каждый день они поют гимны в его честь. И есть на острове великолепный священный участок Аполлона и великолепный храм, имеющий сферическую форму и украшенный множественными приношениями. Город на острове так же посвящен Аполлону, а большинство его жителей играют на кифаре; они непрерывно играют на этом инструменте в храме и поют хвалебные гимны богу, прославляя его деяния» (пер. Д. Мещанского).) Еще большее значение имеет тот факт, что с Аполлоном отождествлялся египетский Хор (Геродот, II.14448«…до этих людей в Египте царствовали боги, которые жили совместно с людьми, и один из них всегда был самым могущественным. Последним из этих царей был Ор, сын Осириса, которого эллины зовут Аполлоном. Низложив Тифона, он стал подлинным царем-богом в Египте» (пер. Г. Стратановского)., 156; Диодор, I.2549«Как говорят, Хор в переводе на греческий язык означает “Аполлон”. Он, обученный своей матерью Исидой врачебному и гадательному искусству, благодетельствует человеческому роду при помощи оракулов и исцелений» (пер. Agnostic).; Плутарх, «Об Исиде и Осирисе», 12, 6150«На второй день родился Аруэрис, которого называют Аполлоном, а некоторые также старшим Гором»; «Некоторые говорят, что от этого брака [Исиды и Осириса] и произошел Аруэрис, которого египтяне называют старшим Гором, а эллины — Аполлоном» (пер. Н. Трухиной).), поскольку Хор обычно считался богом палящего солнца. Сторонники этой точки зрения полагали, что Аполлон родом с Востока или из Египта: по их мнению, афинский Аполлон Патрой (πατρώϊος, «Отчий») был принесен в Аттику из египетской колонии во времена Кекропа. Другая группа преданий относит происхождение Аполлона к иной, противоположной стороне света — стране гипербореев, то есть народа, живущего на крайнем севере, дальше тех мест, откуда приходит северный ветер (и оттого-то их земля так благодатна и плодоносна). Согласно фрагменту древнего дорического гимна, приведенному у Павсания (X.5.4), Дельфийский оракул основали гипербореи и прорицатель Олен51«…местная поэтесса Бойо, написавшая гимн дельфийцам, говорит, что это прорицалище было основано в честь бога людьми, прибывшими от гипербореев; в их числе был и Олен; и что он был первым пророком бога и первый произносил пророчества в гекзаметрах. Вот эти стихи Бойо: “Так многославное тут основали святилище богу / Дети гипербореев, Пагас со святым Агийеем”. А затем, перечисляя других гипербореев, она в конце гимна назвала и имя Олена: “Так же Олен: он первым пророком был вещего Феба, / Первый, песни который составил из древних напевов”. Кроме него одного, ни о ком не сохранилось памяти как о служителе бога, но всегда говорили только о женщинах‑пророчицах» (пер. С. Кондратьева).; Лето, как утверждают, тоже пришла на Делос от гипербореев, равно как и Илифия (Геродот, IV.33 и далее52«Гораздо больше о гипербореях рассказывают делосцы. По их словам, гипербореи посылают скифам жертвенные дары, завернутые в пшеничную солому. От скифов дары принимают ближайшие соседи, и каждый народ всегда передает их все дальше и дальше вплоть до Адриатического моря на крайнем западе. Оттуда дары отправляют на юг: сначала они попадают к додонским эллинам, а дальше их везут к Малийскому заливу и переправляют на Евбею. Здесь их перевозят из одного города в другой вплоть до Кариста. Однако минуют Андрос, так как каристийцы перевозят святыню прямо на Тенос, а теносцы — на Делос. Так-то, по рассказам делосцев, эти священные дары, наконец, прибывают на Делос. В первый раз, говорят делосцы, гипербореи послали с дарами двоих девушек, по имени Гипероха и Лаодика. Вместе с ними были отправлены провожатыми для безопасности девушек пять гиперборейских горожан. Это те, кого теперь называют перфереями и весьма почитают на Делосе. Однако, когда посланцы не вернулись на родину, гипербореи испугались, что посланцев всякий раз может постигнуть несчастье и они не возвратятся домой. Поэтому они стали приносить священные дары, завернутые в пшеничную солому, на границу своих владений и передавать соседям с просьбой отослать их другим народам. И вот таким образом, как передают, дары отправлялись и, наконец, прибывали на Делос. Мне самому известно, что и в других местах происходит нечто подобное со священными дарами. Так, фракийские и пеонийские женщины при жертвоприношениях Артемиде-Царице всегда приносят священные дары завернутыми в пшеничную солому. И я точно знаю, что они так поступают. В честь этих гиперборейских девушек, скончавшихся на Делосе, девушки и юноши там стригут себе волосы. Так, девушки перед свадьбой отрезают локон волос, обвивают им веретено и затем возлагают на могилу гипербореянок (могила эта находится в святилище Артемиды при входе с левой стороны; у могилы стоит маслина). Юноши же наматывают свои волосы на зеленую ветку и также возлагают на могилу. Такие почести жители Делоса воздают этим гиперборейским девушкам. По рассказам делосцев, еще раньше Лаодики и Гиперохи из страны гипербореев мимо тех же народов прибыли на Делос две молодые женщины — Арга и Опис. Они несли Илифии священные дары, обещанные за быстрые и легкие роды. Как передают, Арга и Опис прибыли из гиперборейской страны вместе с самими божествами [Аполлоном и Артемидой], и делосцы им также воздают почести. В их честь делосские женщины собирают дары. В гимне, сочиненном ликийцем Оленом, женщины призывают их поименно. От делосцев переняли этот обычай жители других островов и ионяне: они также поют гимн, призывая Опис и Аргу, и собирают им священные дары. Этот Олен пришел на Делос из Ликии и сочинил также и другие древние гимны, которые поются на Делосе. Пепел от бедер жертвенных животных, сожженных на алтаре, они рассыпают на могиле Опис и Арги. Могила же их находится за святилищем Артемиды на восточной стороне в непосредственной близости от зала для пиров кеосцев» (пер. Г. Стратановского).; Павсаний, I.18.453«Рядом сооружен храм Илитии, которая, говорят, пришла из страны гипербореев на Делос помочь Латоне в ее родовых муках. Говорят, что от делосцев и другие узнали имя Илитии; делосцы приносят ей жертвы и поют гимн, составленный Оленом» (пер. С. Кондратьева).; Диодор, II.4754«Следующий миф рассказывает о том, что Лето родом оттуда [из Гипербореи], и по этой причине Аполлон почитается среди них выше всех других богов» (пер. Д. Мещанского).). Гипербореи, говорит Диодор, поклоняются Аполлону более ревностно, чем прочие народы; все они жрецы Аполлона; Аполлону посвящен один из их городов, и большинство его жителей играют на кифаре (ср. Пиндар, «Пифийские песни», X.29 и далее55«Но ни вплавь, ни впешь / Никто не вымерил дивного пути / К сходу гипербореев — <…> / Там стожертвенным приношением богу / закалывались ослы, / Там длящимся весельям и хвалебным словам / Радуется Аполлон, / И смеется на ослиную встающую спесь, / Не чуждается их нрава и Муза: / Хоры дев, звуки лир, свисты флейт / Мчатся повсюду, / Золотыми лаврами сплетены их волосы, / И благодушен их пир. / Ни болезни, ни губящая старость / Не вмешиваются в святой их род. / Без мук, без битв / Живут они, избежавшие / Давящей правды Немезиды» (пер. М. Гаспарова).).

Эти два противоположных предания об изначальном месте поклонения Аполлону могут навести на мысль, что они относятся к двум разным божествам, с течением времени слившимся в одно, — так, уже Цицерон («О природе богов», III.2356«Из Аполлонов древнейший тот, который, как я уже сказал, родился от Вулкана и считается хранителем Афин. Другой, сын Корибанта, родился на Крите и, как говорят, за этот остров вступил в спор с самим Юпитером. Третий — сын Юпитера третьего и Латоны, он, по преданию, от гипербореев пришел в Дельфы. Четвертый — в Аркадии, аркадяне его называют Номионом (Νόμιον), так как думают, что от него они получили свои законы» (пер. М. Рижского).) различает четырех разных Аполлонов. Мюллер самым решительным образом — и совершенно справедливо — отверг гипотезу о том, что Аполлон пришел из Египта; но при этом он отвергает — без удовлетворительных причин — и мнение о том, что Аполлон был связан с почитанием природы или какой-либо ее части: с его точки зрения, Аполлон — чисто духовное божество, далеко превосходящее всех прочих олимпийцев. Относительно тождества Аполлона и Гелиоса он не без оснований замечает, что было бы странно если бы тождество это забылось на несколько веков, а затем вспомнилось. Это и впрямь кажется маловероятным, и все же не стоит забывать о склонности греков превращать различные атрибуты богов в новые, самостоятельные божества; и применительно к Гелиосу и Аполлону этот процесс, по-видимому, начался еще до Гомера. Точка зрения Мюллера на Аполлона — если и не бесспорная, то, по крайней мере, весьма изобретательная, — вкратце такова: исходная и основная черта характера Аполлона — то, что он «Отвратитель зла» (Ἀπέλλων); изначально он был божеством дорийцев, а древнейшие центры его культа находились в Фессалии и Дельфах. Оттуда культ Аполлона был перенесен на Крит, а критяне распространили его по побережьям Малой Азии и некоторым областям континентальной Греции, таким как Беотия и Аттика. В Аттику этот бог пришел с ионийскими переселенцами и стал «Отчим Аполлоном» афинян. Главным божеством Пелопоннеса он сделался вследствие дорийского завоевания. Аполлон Номий первоначально был местным богом аркадских пастухов, но затем преобразился и отождествился с дорийским Аполлоном, придав последнему черты покровителя стад. Схожим образом его характер менялся и преображался в других областях Греции: у гипербореев он стал богом прорицания, у критян — лучником. В Египте его включили в местную астрономическую систему, впоследствии перенятую греками, и точка зрения на Аполлона как астрономическое божество возобладала среди образованных греков.

Впрочем, как бы мы ни относились к этой и прочим теориям о происхождении и природе Аполлона, одно остается неоспоримым и подкрепленным тысячами фактов, а именно: Аполлон и его культ, его праздники и оракулы оказывали на греков такое влияние, с которым не могли сравниться другие божества. Можно с уверенностью утверждать, что без культа Аполлона греки никогда не стали бы теми, кем стали: в этом божестве отразилась самая яркая сторона греческого ума. О его праздниках см. статьи «Аполлонии», «Фаргелии» и пр.

В ранней религии римлян не находится и следа поклонения Аполлону. Римляне узнали об этом боге от греков и все представления о нем переняли у них же. О том, что греки чтут такое божество, они узнали очень рано: согласно преданиям, они и сами обращались к Дельфийскому оракулу еще до изгнания царей. Но первое известное нам проявление культа Аполлона в Риме относится к 431 году до Р.Х., когда этому богу возвели храм, чтобы прекратить эпидемию; эту постройку посвятил Аполлону консул Гней Юлий (Ливий, IV. 25, 29)57«Чума в тот год [433 г. до н.э.] отвлекла от других забот. Аполлону обещали посвятить храм <…> В отсутствие другого консула Гней Юлий сам, а не по жребию посвятил храм Аполлону [в 431 г. до н.э.]» (пер. В. Смирина ). Согласно комментарию Н. Боданской, «[х]рам Аполлона Врачевателя был построен и посвящен в 431 г. до н.э. по случаю чумной эпидемии. Он находился на месте прежнего святилища. До времени Августа он оставался единственным в Риме храмом Аполлона».. Второй храм Аполлону в Риме воздвигли в 350 году до Р.Х. Один из этих двух храмов (какой именно, неясно) стоял за Капенскими воротами. Во время Второй Пунической войны, в 212 году до Р.Х., были учреждены ежегодные игры в честь Аполлона (Ливий, XXV.1258Ливий приводит пересказ предсказания, сделанного римским прорицателем Марцием: «Если желаете, римляне, изгнать врага, эту чуму, издалека пришедшую, надо, думаю, посвятить Аполлону игры; да повторяются они ежегодно, Аполлону приятные. Когда народ на эти игры отчислит часть из казны, и пусть каждый внесет за себя и своих; игры будет устраивать тот претор, который разбирает тяжбы народа и плебеев; децемвиры совершат жертвоприношения по греческому обряду. Если все правильно исполните, в радости всегда пребудете и дела ваши поправятся, ибо расточит врагов ваших тот бог, который в мире содержит ваши поля», — и продолжает: «На истолкование этого стихотворения ушел целый день. На следующий день сенат постановил: пусть децемвиры справятся в [Сивиллиных] Книгах об Аполлоновых играх и богослужении. Когда они о том справились и доложили сенату, постановлено было совершать игры в честь Аполлона, а на устройство их выдать претору двенадцать тысяч ассов и двух волов. Издано было и другое постановление: пусть децемвиры принесут в жертву по греческому обряду — Аполлону быка с вызолоченными рогами и двух белых коз с вызолоченными рогами, Латоне корову с вызолоченными рогами. Претор, собираясь устроить игры в Большом цирке, издал указ, чтобы народ во время этих игр делал посильный взнос Аполлону. Таково происхождение этих игр в честь Аполлона, обетованных и учрежденных ради победы, а не ради здоровья, так думает большинство. Зрители в венках молились и приносили обеты, матроны взывали к богам; народ угощался под открытым небом, двери были настежь, и день этот отметили разными молебствиями» (пер. Ф. Зелинского).; Макробий, «Сатурналии», I.1759«…сообщают, что в предсказаниях прорицателя Марция, чьи два свитка были принесены в сенат, была найдена такая запись: “Римляне, если вы хотите изгнать врага со [своих] полей, язву, которая долго [уже] ходит среди племен, [то] я считаю, что нужно посвятить Аполлону игры, чтобы они радушно справлялись [в честь] него каждый год. При проведении этих игр пусть председательствует тот претор, который передаст высшую власть народу; пусть децемвиры совершают священнодействия по греческому обряду. Если вы будете делать это правильно, [то] вы всегда будете в радости, и государство сделается лучше: ведь этот бог будет уничтожать ваших врагов, которые опустошают ваши поля”. Вследствие этого предсказания, после того как ради уважения один день был потрачен на божественные дела, [было] принято сенатское решение, чтобы децемвиры попросили Сивиллины книги с целью лучше осведомиться о проведении игр [в честь] Аполлона и правильном совершении богослужения. Когда стало известно, что в них нашли то же [самое], отцы-[сенаторы] посчитали, что нужно учредить и проводить игры [в честь] Аполлона и давать на это дело претору двенадцать тысяч медной монетой и два жертвенных животных покрупнее, а децемвирам [было] предложено, чтобы они совершали жертвоприношение этими вот животными по греческому обряду: Аполлону — быком, украшенным золотом, и двумя белыми козами с позолотой; Латоне — украшенной позолотой коровой. Народу [же было] велено смотреть игры на ристалище, надев венки. Таково, [как] преимущественно передают, возникновение Аполлоновых игр» (пер. В. Звиревича).; см. также настоящий словарь, «Ludi Apollinares»; ср.: «. Ludi Sweculares»). Тем не менее, культ этого божества занял важное место в религии римлян лишь при Августе, который после битвы при Акции не только посвятил Аполлону часть добычи, но и построил или украсил его храм в Акции, основал еще один в Риме, на Палатине, и учредил в Акции игры в его честь, проводившиеся раз в пять лет (Светоний, «Божественный Август», 18, 2960«Чтобы слава актийской победы не слабела в памяти потомков, он [Август] основал при Акции город Никополь, учредил там праздничные игры через каждые пять лет, расширил древний храм Аполлона…»; «Общественных зданий он выстроил очень много; из них важнейшие — <…> святилище Аполлона на Палатине» (пер. М. Гаспарова).; см. также настоящий словарь под словом «Акция»).

Аполлино, или Аполлон Медичи. Римская копия греческой статуи конца IV - III вв. до н.э.
Аполлино, или Аполлон Медичи.
Римская копия греческой статуи конца IV — III вв. до н.э.

Как всенародное божество греков Аполлон, разумеется, изображался всеми способами, доступными изобразительному искусству. Как представления об этом боге развивались с течением времени, так и его отображения в искусстве прошли путь от грубых деревянных кумиров до совершенного идеала юношеской красоты, так что tuj стали воспринимать едва ли не как брата-близнеца Афродиты (Плиний, «Естественная история», XXXVI.4.10). Самые прекрасные и знаменитые среди дошедших до нас изображений Аполлона — Аполлон Бельведерский в Риме, найденный в 1503 году61В действительности — в 1489 году. в [Н]еттуно (Музей Пио-Клементино, I. 14, 15), и Аполлино во Флоренции. Создатель Аполлона Бельведерского изобразил бога во всем его властном, но безмятежном величии; возвышенный ум самым чудесным образом сочетается здесь с телесной красотой. Лоб у этого Аполлона выше, чем у других античных статуй; на него ниспадает пара локонов, а остальные струятся вниз от затылка. Конечности пропорциональны и гармоничны, мышцы не слишком рельефны, а бедра в соотнесении с грудной клеткой довольно узки.


William Smith, Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology, 1849
Перевод: Анна Блейз (с)

Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

  • 1
    «…Чествуя Зевсова сына, далеко разящего Феба [Аполлона]»; «…Фебу царю, лепокудрыя Леты могущему сыну» (пер. Н. Гнедича). — Здесь и далее примечания переводчика.
  • 2
    «С Зевсом эгидодержавным в любви и Лето сочеталась. / Феба она родила с Артемидою стрелолюбивой» (пер. В. Вересаева).
  • 3
    В пер. Н. Гнедича — «ликийский»; Вейсман: «родившийся от света, светородный, эпитет Аполлона; по объяснению древних: родившийся в Ликии»; Дворецкий: «светорождённый, по друг. — рождённый в Ликии (эпитет Аполлона)».
  • 4
    «Первыми прибыли в Рим эфессцы, говорившие о том, что, вопреки распространенному мнению, Диана [Артемида] и Аполлон не родились на Делосе; близ их города есть река Кенхрей и роща Ортигия, где Латона [Лето], прислонившись к существующей и поныне оливе, разрешилась от бремени этими божествами; по указанию богов, эта роща почитается священною, и в ней, истребив киклопов, спасался от гнева Юпитера сам Аполлон» (пер. А. Бобовича).
  • 5
    «Тегира — город в Беотии, где, как говорят, родился Аполлон. Сем Делосский утверждает, что одни относят рождение Аполлона в Ликию, другие — на Делос, третьи — к Зостеру в Аттике, четвертые — к Тегире в Беотии. На этом основании Аполлон называется Тегирским» (пер. А. Лосева).
  • 6
    «Из Аполлонов древнейший тот, который <…> родился от Вулкана [Гефеста] и считается хранителем Афин. Другой, сын Корибанта, родился на Крите и, как говорят, за этот остров вступил в спор с самим Юпитером [Зевсом]. Третий — сын Юпитера третьего и Латоны [Лето], он, по преданию, от гипербореев пришел в Дельфы. Четвертый — в Аркадии, аркадяне его называют Номионом (Νόμιον), так как думают, что от него они получили свои законы» (пер. М. Рижского).
  • 7
    «…замечателен и [египетский] остров под названием Хеммис. Лежит остров на большом и глубоком озере рядом со святилищем в Буто. Египтяне же утверждают, будто это плавучий остров. <…> На нем стоит большой храм Аполлона и воздвигнуты три алтаря и, кроме того, растет много пальм и других плодоносных и неплодоносных деревьев. Египтяне передают вот какое сказание о плавучем острове, который раньше не был плавучим. Когда Латона [Лето], принадлежавшая к сонму восьми древних богов, жила в Буто, где ныне находится ее прорицалище, Исида передала ей на попечение Аполлона. Латона сохранила Аполлона и спасла на так называемом ныне плавучем острове, когда всюду рыскавший Тифон пришел, чтобы захватить сына Осириса. По словам египтян, Аполлон и Артемида — дети Диониса и Исиды. Латона же была их кормилицей и спасительницей» (пер. Г. Стратановского).
  • 8
    «Из дочерей Кея Астерия, приняв образ перепелки, кинулась в море, чтобы избежать преследований Зевса, хотевшего с ней сойтись (ее именем вначале был назван город Астерия, который позднее стал именоваться Делос). Богиню же Лето, сошедшуюся с Зевсом, Гера преследовала по всей земле, пока та, придя на остров Делос, не родила вначале Артемиду, а с помощью Артемиды она затем родила Аполлона» (пер. В. Боруховича).
  • 9
    «Пифон, сын Земли, огромный дракон. Он до Аполлона давал прорицания на горе Парнас. Ему была суждена гибель от потомства Латоны. В это время Юпитер возлег с Латоной, дочерью Полоса, Когда Юнона [Гера] узнала это, она сделала, чтобы Латона рожала там, куда не доходит солнце. Когда Пифон узнал, что Латона беременна от Юпитера, он стал преследовать ее, чтоб убить. А Латону по велению Юпитера ветер Аквилон [Борей] поднял и принес к Нептуну [Посейдону]. Тот охранял ее и, чтобы не нарушить установленного Юноной, перенес на остров Ортигию и закрыл этот остров волнами. Поэтому Пифон не нашел се и вернулся на Парнас. А Нептун вернул остров Ортигию наверх и потом он стал называться Делосом. На нем Латона, держась за оливу, родила Аполлона и Диану, которым Вулкан [Гефест] принес в подарок стрелы. На четвертый день после того как они родились, Аполлон отомстил за мать: он пришел на Парнас, убил стрелами Пифона (отчего стал называться Пифийским), положил его кости в треножник, который поставил в своем храме, и установил в его честь погребальные игры, которые называются пифийскими» (пер. Д. Торшилова).
  • 10
    «Остров средь моря лежит, почитаемый всюду священным, / Мать Нереид и Эгейский Нептун его возлюбили. / Долго блуждал он вдоль берегов, пока Стреловержец [Аполлон] / Прочно его не связал с Миконом, с Гиаром высоким, / Не дал ветры презреть и средь волн пребывать неподвижным» (пер. С. Шервинского).
  • 11
    «…седьмой день Фаргелиона <…> день, к которому вы, жрецы и вещатели Аполлона, относите и рождение самого бога, называя его Гебдомагеном» (пер. Я. Боровского). Фаргелион — 11-й месяц аттического года, соответствовавший второй половине мая — первой половине июня.
  • 12
    «Судьба дала нам счастье у шести ворот, / Зато седьмые бог седмижды славимый, / Феб в гневе посетил, чтобы исполнились / В роду Эдипа Лаия заклятия» (пер. А. Пиотровского).
  • 13
    «Лебеди, кинув Пактол Меонийский, семь сотворили / Плавных кругов над Делосской землей, и славили звонко / Дивные роды они той песнью, что всех сладкогласней. / Вот потому и к лире своей приладил рожденный / Столько же струн, сколько раз при рожденье лебеди спели» (пер. С. Аверинцева).
  • 14
    «…Там, где с лавра зеленой тьмой / Пальмы перворожденной сень / Облегчили Латону в час / Зевсом сужденных мук…» (пер. И. Анненского).
  • 15
    «…внял Аполлон сребролукий: / Быстро с Олимпа вершин устремился, пышущий гневом, /Лук за плечами неся и колчан, отовсюду закрытый; / Громко крылатые стрелы, биясь за плечами, звучали / В шествии гневного бога: он шествовал, ночи подобный. / Сев наконец пред судами, пернатую быструю мечет; / Звон поразительный издал серебряный лук стреловержца. / В самом начале на месков напал он и псов празднобродных; / После постиг и народ, смертоносными прыща стрелами; / Частые трупов костры непрестанно пылали по стану. / Девять дней на воинство божие стрелы летали…» (пер. Н. Гнедича).
  • 16
    «Юношей [сыновей Ниобы] Феб поразил из блестящего лука стрелами, / Мстящий Ниобе, а дев — Артемида, гордая луком» (пер. Н. Гнедича).
  • 17
    «…сын громовержца, Латоной рожденный, / Прежде, чем младости пух отенил их ланиты и первый / Волос пробился на их подбородке, сразил их обоих» (пер. В. Жуковского; о каре, постигшей великанов Алоадов, которые задумали свергнуть богов).
  • 18
    «Лук свой серебряный взяв, Аполлон с Артемидой нисходят / Тайно, чтоб тихой стрелой безболезненно смерть посылать им» (пер. В. Жуковского).
  • 19
    «Дочь конеборного Флегия, / Как под золотыми стрелами Артемиды / Сошла она, правимая Фебом, / Из опочивальни — в незрячий дом: / Не бессилен гнев Зевсова племени! / Пренебрегши богом, скривясь умом, не сказавшись отцу, / Иной она выбрала брак, — / А была уже смешана с неостриженным Аполлоном, / А несла уже в лоне чистый его посев» (пер. М. Гаспарова; о гибели Корониды, неверной возлюбленной Аполлона и матери Асклепия).
  • 20
    «Из остальных гигантов Аполлон поразил стрелой Эфиальта в левый глаз…» (пер. В. Боруховича).
  • 21
    ἀγυιᾶτ᾽, ἀπόλλων ἐμός. / ἀπώλεσας γὰρ οὐ μόλις τὸ δεύτερον. — «Путей страж, разящий / Сразивший меня на смерть, мой бог» (пер. В. Иванова).
  • 22
    «А из двух изваяний Аполлона, стоящих перед храмом, одно сделал Леохар, а другое, носящее название “Отвращающий зло” (Ἀλεξίκακος) — Каламид. Говорят, что такое название присвоено богу за то, что благодаря прорицанию из Дельф он прекратил подобную чуме болезнь, губившую у афинян город во время Пелопоннесской войны» (пер. С. Кондратьева).
  • 23
    «Из достопримечательностей у элейцев, находящихся на площади под открытым небом, (надо упомянуть) о храме и статуе Аполлона Акесия (Целителя); это название обозначает то же самое, как и эпитет Аполлона Алексикакия (Отвращающего зло), как его называют афиняне» (пер. С. Кондратьева).
  • 24
    «Котилий отстоит от города приблизительно на 30 стадиев; на нем есть местечко Бассы и храм Аполлона Эпикурия (Помощника). <…>  А название дано Аполлону как избавителю от чумной заразы, подобно тому как и у афинян Аполлон получил название Алексикакос (Отвращающий зло), так как и у них он отвратил ту же болезнь» (пер. С. Кондратьева).
  • 25
    В этих источниках Плутарх ссылается на слова Пиндара о том, что Аполлон «осужден быть благодетелем смертных» (фр. 149, пер. М. Гаспарова).
  • 26
    ἰατρόμαντις δ᾽ ἐστὶ καὶ τερασκόπος — «вещун-целитель, темных отвратитель чар» (об Аполлоне, пер. В. Иванова).
  • 27
    «Пиндар заявляет, что из всех богов Аполлон — “самый благосклонный к людям”. <…> в Элиде его называли Целителем (ἀκήσιος, ἀκέστωρ), в Фигалии — Помощником (ἐπακουριός), в Афинах — Защитником (ἀλεξίκακος), а во многих оракулах — Отвратителем Зла (ἀποτρόπαιος). Некоторые из этих прозваний появились, вероятно, лишь после Пелопонесской войны, а мысль о том, что свою карающую силу Аполлон обращает против физических бедствий, впервые звучит у Пиндара и трагиков, но представление о целительной и защитной силе этого божества, несомненно, восходит к глубокой древности. Под всеми этими именами Аполлон не столько наделяет людей благами, сколько предотвращает и отвращает зло; именно в этом качестве его и просили (согласно одному из оракулов) о ниспослании здоровья и благополучия».
  • 28
    «Калхас восстал Фесторид, верховный птицегадатель. /  Мудрый, ведал он все, что минуло, что есть и что будет, / И ахеян суда по морям предводил к Илиону / Даром предвиденья, свыше ему вдохновенным от Феба» (пер. Н. Гнедича).
  • 29
    «…Говорят, прорицать ты [Аполлон] умеешь / С голоса Зевса-отца: ведь все прорицанья от Зевса» (пер. В. Вересаева).
  • 30
    «…И там, где, отливаяся своей спиною пестрой, / Под лавром густолиственным вещания Фемиды / Стерег дракон чудовищный» (пер. И. Анненского).
  • 31
    «Богиня Лето, придя из эвбейской Халкиды в Дельфы, родила Аполлона и Артемиду близ пещеры известного Пифона» (пер. Н. Голинкевича).
  • 32
    «И не хотела [земля], но все ж, о огромный Пифон, породила / Также тебя, и для новых людей ты, змей неизвестный, / Ужасом стал: занимал ведь чуть ли не целую гору! / Бог, напрягающий лук, — он ранее это оружье / Против лишь ланей одних направлял да коз быстроногих, — / Тысячу выпустив стрел и почти что колчан свой исчерпав, / Смерти предал его, и яд из ран заструился» (пер. С. Шервинского).
  • 33
    «Как в минувшие дни под хребтом скалистым Парнаса / Чудище он поразил дельфийское меткой стрелою — / Феб, тогда еще отрок нагой, еще гордый кудрями» (пер. Г. Церетели).
  • 34
    «Так во весь день до зашествия солнца блаженные боги / Все пировали, сердца услаждая на пиршестве общем / Звуками лиры (φόρμιγγος) прекрасной, бряцавшей в руках Аполлона, / Пением Муз, отвечавших бряцанию сладостным гласом» (пер. Н. Гнедича).
  • 35
    «…этот бог [Аполлон] был изобретателем и авлетики [игры на флейте], и кифаристики [игры на кифаре]» (пер. Н. Томасов).
  • 36
    «Поставят его в бессмертии Зевсом и Аполлоном, / В отраду ближним, в охрану стадам…» (пер. М. Гаспарова).
  • 37
    «Когда Адмет царствовал в Ферах, у него в услужении находился бог Аполлон»; «Разгневанный этим [т.е. убийством Асклепия, которого Зевс поразил перуном] Аполлон перебил киклопов, выковавших Зевсу перун. За это Зевс намеревался ввергнуть его в Тартар, но, уступая просьбам богини Лето, приказал Аполлону прослужить год у смертного человека. Тогда Аполлон отправился в Феры к Адмету, сыну Ферета, и, находясь у него в услужении, пас стада; и все коровы в стадах Адмета в присутствии бога Аполлона стали приносить двойни» (пер. В. Боруховича).
  • 38
    «Я [Аполлон] перебил киклопов, ковачей / Его перуна грозного; карая, / Быть батраком у смертного отец / Мне положил: и вот, на эту землю / Сойдя, поднесь стада на ней я пас / И дом стерег» (пер. И. Анненского).
  • 39
    «Пас ведь и сам Аполлон-красавец тельцов у Адмета…» (пер. Л. Остроумова).
  • 40
    «…славный / Пастырь Амфризский» (обращение к Аполлону, пер. С. Шервинского).
  • 41
    «Кто отличает Аполлона от всемогущего Гелиоса…»
  • 42
    «В этом храме Асклепия со мной вступил в спор некий человек из Сидона, который утверждал, что финикийцы имеют более правильную точку зрения, чем эллины, относительно богов и проявления их силы. (В частности, он указал на финикийское предание, которое гласит), что отцом Асклепия они именуют Аполлона, и говорят, что никакая смертная женщина не была его матерью. “Асклепий, — говорил он, — это воздух, и поэтому он так необходим для здоровья людям и в равной мере всем животным; а Аполлон — это солнце, и его очень правильно называть отцом Асклепия, так как солнце, согласуй движение с временами года, сообщает здоровье и воздуху”. Тут я подхватил его слова и сказал: “Это толкование ничуть не больше финикийское, чем эллинское, так как в городе Сикионской области Титане одна и та же статуя называется Гигиеей (и Асклепием), а затем всякому мальчику ясно, что бег солнца над землею дает человеку здоровье”» (пер. С. Кондратьева).
  • 43
    «Милетцы и делосцы называют Аполлона Ulios, как бы богом здоровья и исцеления, ведь глагол ulein означает “быть здоровым”, откуда и слово ule, и приветствие “здравствуй (ule), радуйся”. Ведь Аполлон — бог-целитель, как и Артемида, получил свое имя от того, что делает людей здравыми и невредимыми. Гелиос и Селена тесно соединены с этим понятием, так как они являются причиной здорового смешения воздуха. Впрочем, губительные болезни и внезапную смерть также приписывают этим богам» (пер. Г. Стратановского).
  • 44
    «Кто-то из присутствующих заметил, что подобный вздор болтал недавно чужеземец халдей: “Есть, — утверждал он, — семь букв, произносимых чистым голосом; есть семь созвездий, двигающихся по небу движением чистым и независимым; от начала алфавита буква ‘Е’ из гласных вторая, а солнце — из созвездий второе после луны. А Аполлон, как считают все эллины, тождествен солнцу”» (пер. Н. Клячко).
  • 45
    «Древние почитали Аполлона и солнце одним и тем же богом. И те, кто ощущают красоту и мудрость сравнения говорят нам, что как тело связано с душой, зрение с умом, свет с истиной, так и солнце с Аполлоном; ведь они утверждают, что солнце — это отпрыск Аполлона, беспрерывно из него происходящий, ибо тот вечен и его из себя беспрерывно порождает. И как солнце освещает собой и возбуждает силы внешних чувств, так Аполлон возбуждает в душе способность к прорицанию» (пер. Julius).
  • 46
    «Стояло лето, самый разгар лета, когда Аполлон, по словам Алкея, покидал Гиперборею. От того-то пылающего лета и от Аполлона, прибывающего в Дельфы, стихи поэта об этом божестве перенимали толику летней пышности». Подразумеваются строки из стихотворения Алкея «К Аполлону»: «Гостил год целый в гипербореях Феб — / И вспомнил храм свой. Лето горит: пора / Звучать треножникам дельфийским. / Лёт лебединый на полдень клонит» (пер. В. Иванова).
  • 47
    «Из тех, кто писал о древних мифах, Гекатей и некоторые другие говорят, что в регионах за пределами земли кельтов лежит в океане остров, не меньший, чем Сицилия. Этот остров находится на севере и населен гипербореями, именуемыми так потому, что они живут за тем местом, откуда дует северный ветер. Почвы этого острова хороши, и так замечательно плодородны, что дают два урожая в год. Следующий миф рассказывает о том, что Лето родом оттуда, и по этой причине Аполлон почитается среди них выше всех других богов, и все они, так сказать, жрецы этого бога: каждый день они поют гимны в его честь. И есть на острове великолепный священный участок Аполлона и великолепный храм, имеющий сферическую форму и украшенный множественными приношениями. Город на острове так же посвящен Аполлону, а большинство его жителей играют на кифаре; они непрерывно играют на этом инструменте в храме и поют хвалебные гимны богу, прославляя его деяния» (пер. Д. Мещанского).
  • 48
    «…до этих людей в Египте царствовали боги, которые жили совместно с людьми, и один из них всегда был самым могущественным. Последним из этих царей был Ор, сын Осириса, которого эллины зовут Аполлоном. Низложив Тифона, он стал подлинным царем-богом в Египте» (пер. Г. Стратановского).
  • 49
    «Как говорят, Хор в переводе на греческий язык означает “Аполлон”. Он, обученный своей матерью Исидой врачебному и гадательному искусству, благодетельствует человеческому роду при помощи оракулов и исцелений» (пер. Agnostic).
  • 50
    «На второй день родился Аруэрис, которого называют Аполлоном, а некоторые также старшим Гором»; «Некоторые говорят, что от этого брака [Исиды и Осириса] и произошел Аруэрис, которого египтяне называют старшим Гором, а эллины — Аполлоном» (пер. Н. Трухиной).
  • 51
    «…местная поэтесса Бойо, написавшая гимн дельфийцам, говорит, что это прорицалище было основано в честь бога людьми, прибывшими от гипербореев; в их числе был и Олен; и что он был первым пророком бога и первый произносил пророчества в гекзаметрах. Вот эти стихи Бойо: “Так многославное тут основали святилище богу / Дети гипербореев, Пагас со святым Агийеем”. А затем, перечисляя других гипербореев, она в конце гимна назвала и имя Олена: “Так же Олен: он первым пророком был вещего Феба, / Первый, песни который составил из древних напевов”. Кроме него одного, ни о ком не сохранилось памяти как о служителе бога, но всегда говорили только о женщинах‑пророчицах» (пер. С. Кондратьева).
  • 52
    «Гораздо больше о гипербореях рассказывают делосцы. По их словам, гипербореи посылают скифам жертвенные дары, завернутые в пшеничную солому. От скифов дары принимают ближайшие соседи, и каждый народ всегда передает их все дальше и дальше вплоть до Адриатического моря на крайнем западе. Оттуда дары отправляют на юг: сначала они попадают к додонским эллинам, а дальше их везут к Малийскому заливу и переправляют на Евбею. Здесь их перевозят из одного города в другой вплоть до Кариста. Однако минуют Андрос, так как каристийцы перевозят святыню прямо на Тенос, а теносцы — на Делос. Так-то, по рассказам делосцев, эти священные дары, наконец, прибывают на Делос. В первый раз, говорят делосцы, гипербореи послали с дарами двоих девушек, по имени Гипероха и Лаодика. Вместе с ними были отправлены провожатыми для безопасности девушек пять гиперборейских горожан. Это те, кого теперь называют перфереями и весьма почитают на Делосе. Однако, когда посланцы не вернулись на родину, гипербореи испугались, что посланцев всякий раз может постигнуть несчастье и они не возвратятся домой. Поэтому они стали приносить священные дары, завернутые в пшеничную солому, на границу своих владений и передавать соседям с просьбой отослать их другим народам. И вот таким образом, как передают, дары отправлялись и, наконец, прибывали на Делос. Мне самому известно, что и в других местах происходит нечто подобное со священными дарами. Так, фракийские и пеонийские женщины при жертвоприношениях Артемиде-Царице всегда приносят священные дары завернутыми в пшеничную солому. И я точно знаю, что они так поступают. В честь этих гиперборейских девушек, скончавшихся на Делосе, девушки и юноши там стригут себе волосы. Так, девушки перед свадьбой отрезают локон волос, обвивают им веретено и затем возлагают на могилу гипербореянок (могила эта находится в святилище Артемиды при входе с левой стороны; у могилы стоит маслина). Юноши же наматывают свои волосы на зеленую ветку и также возлагают на могилу. Такие почести жители Делоса воздают этим гиперборейским девушкам. По рассказам делосцев, еще раньше Лаодики и Гиперохи из страны гипербореев мимо тех же народов прибыли на Делос две молодые женщины — Арга и Опис. Они несли Илифии священные дары, обещанные за быстрые и легкие роды. Как передают, Арга и Опис прибыли из гиперборейской страны вместе с самими божествами [Аполлоном и Артемидой], и делосцы им также воздают почести. В их честь делосские женщины собирают дары. В гимне, сочиненном ликийцем Оленом, женщины призывают их поименно. От делосцев переняли этот обычай жители других островов и ионяне: они также поют гимн, призывая Опис и Аргу, и собирают им священные дары. Этот Олен пришел на Делос из Ликии и сочинил также и другие древние гимны, которые поются на Делосе. Пепел от бедер жертвенных животных, сожженных на алтаре, они рассыпают на могиле Опис и Арги. Могила же их находится за святилищем Артемиды на восточной стороне в непосредственной близости от зала для пиров кеосцев» (пер. Г. Стратановского).
  • 53
    «Рядом сооружен храм Илитии, которая, говорят, пришла из страны гипербореев на Делос помочь Латоне в ее родовых муках. Говорят, что от делосцев и другие узнали имя Илитии; делосцы приносят ей жертвы и поют гимн, составленный Оленом» (пер. С. Кондратьева).
  • 54
    «Следующий миф рассказывает о том, что Лето родом оттуда [из Гипербореи], и по этой причине Аполлон почитается среди них выше всех других богов» (пер. Д. Мещанского).
  • 55
    «Но ни вплавь, ни впешь / Никто не вымерил дивного пути / К сходу гипербореев — <…> / Там стожертвенным приношением богу / закалывались ослы, / Там длящимся весельям и хвалебным словам / Радуется Аполлон, / И смеется на ослиную встающую спесь, / Не чуждается их нрава и Муза: / Хоры дев, звуки лир, свисты флейт / Мчатся повсюду, / Золотыми лаврами сплетены их волосы, / И благодушен их пир. / Ни болезни, ни губящая старость / Не вмешиваются в святой их род. / Без мук, без битв / Живут они, избежавшие / Давящей правды Немезиды» (пер. М. Гаспарова).
  • 56
    «Из Аполлонов древнейший тот, который, как я уже сказал, родился от Вулкана и считается хранителем Афин. Другой, сын Корибанта, родился на Крите и, как говорят, за этот остров вступил в спор с самим Юпитером. Третий — сын Юпитера третьего и Латоны, он, по преданию, от гипербореев пришел в Дельфы. Четвертый — в Аркадии, аркадяне его называют Номионом (Νόμιον), так как думают, что от него они получили свои законы» (пер. М. Рижского).
  • 57
    «Чума в тот год [433 г. до н.э.] отвлекла от других забот. Аполлону обещали посвятить храм <…> В отсутствие другого консула Гней Юлий сам, а не по жребию посвятил храм Аполлону [в 431 г. до н.э.]» (пер. В. Смирина ). Согласно комментарию Н. Боданской, «[х]рам Аполлона Врачевателя был построен и посвящен в 431 г. до н.э. по случаю чумной эпидемии. Он находился на месте прежнего святилища. До времени Августа он оставался единственным в Риме храмом Аполлона».
  • 58
    Ливий приводит пересказ предсказания, сделанного римским прорицателем Марцием: «Если желаете, римляне, изгнать врага, эту чуму, издалека пришедшую, надо, думаю, посвятить Аполлону игры; да повторяются они ежегодно, Аполлону приятные. Когда народ на эти игры отчислит часть из казны, и пусть каждый внесет за себя и своих; игры будет устраивать тот претор, который разбирает тяжбы народа и плебеев; децемвиры совершат жертвоприношения по греческому обряду. Если все правильно исполните, в радости всегда пребудете и дела ваши поправятся, ибо расточит врагов ваших тот бог, который в мире содержит ваши поля», — и продолжает: «На истолкование этого стихотворения ушел целый день. На следующий день сенат постановил: пусть децемвиры справятся в [Сивиллиных] Книгах об Аполлоновых играх и богослужении. Когда они о том справились и доложили сенату, постановлено было совершать игры в честь Аполлона, а на устройство их выдать претору двенадцать тысяч ассов и двух волов. Издано было и другое постановление: пусть децемвиры принесут в жертву по греческому обряду — Аполлону быка с вызолоченными рогами и двух белых коз с вызолоченными рогами, Латоне корову с вызолоченными рогами. Претор, собираясь устроить игры в Большом цирке, издал указ, чтобы народ во время этих игр делал посильный взнос Аполлону. Таково происхождение этих игр в честь Аполлона, обетованных и учрежденных ради победы, а не ради здоровья, так думает большинство. Зрители в венках молились и приносили обеты, матроны взывали к богам; народ угощался под открытым небом, двери были настежь, и день этот отметили разными молебствиями» (пер. Ф. Зелинского).
  • 59
    «…сообщают, что в предсказаниях прорицателя Марция, чьи два свитка были принесены в сенат, была найдена такая запись: “Римляне, если вы хотите изгнать врага со [своих] полей, язву, которая долго [уже] ходит среди племен, [то] я считаю, что нужно посвятить Аполлону игры, чтобы они радушно справлялись [в честь] него каждый год. При проведении этих игр пусть председательствует тот претор, который передаст высшую власть народу; пусть децемвиры совершают священнодействия по греческому обряду. Если вы будете делать это правильно, [то] вы всегда будете в радости, и государство сделается лучше: ведь этот бог будет уничтожать ваших врагов, которые опустошают ваши поля”. Вследствие этого предсказания, после того как ради уважения один день был потрачен на божественные дела, [было] принято сенатское решение, чтобы децемвиры попросили Сивиллины книги с целью лучше осведомиться о проведении игр [в честь] Аполлона и правильном совершении богослужения. Когда стало известно, что в них нашли то же [самое], отцы-[сенаторы] посчитали, что нужно учредить и проводить игры [в честь] Аполлона и давать на это дело претору двенадцать тысяч медной монетой и два жертвенных животных покрупнее, а децемвирам [было] предложено, чтобы они совершали жертвоприношение этими вот животными по греческому обряду: Аполлону — быком, украшенным золотом, и двумя белыми козами с позолотой; Латоне — украшенной позолотой коровой. Народу [же было] велено смотреть игры на ристалище, надев венки. Таково, [как] преимущественно передают, возникновение Аполлоновых игр» (пер. В. Звиревича).
  • 60
    «Чтобы слава актийской победы не слабела в памяти потомков, он [Август] основал при Акции город Никополь, учредил там праздничные игры через каждые пять лет, расширил древний храм Аполлона…»; «Общественных зданий он выстроил очень много; из них важнейшие — <…> святилище Аполлона на Палатине» (пер. М. Гаспарова).
  • 61
    В действительности — в 1489 году.